Кровля, крыша, монтаж, инструменты
Поиск по сайту

Составляем кассационную жалобу по административному делу. Подача и рассмотрение кассационной жалобы по административному делу Обжалования апелляционного решения по административному делу

    Рассмотрение судебных дел часто приводит к вынесению вердиктов, с которыми истец или ответчик может быть не согласен. Для частичного изменения или полной отмены вынесенного судебного решения законодатель предусмотрел специальный механизм, который называется апелляция.

    Апелляционная жалоба по административному делу – документация, цель которой обжалование не вступившего в силу решения судебного органа, где предметом рассмотрения являются правонарушения, предусмотренные КоАП РФ.

    Определение

    Апелляция – это процессуальная форма документа, позволяющая оспорить неправомерное судебное постановление, не вступившее в силу. Апелляционную жалобу необходимо правильно оформить и направить в соответствующую инстанцию через судебный орган, вынесший обжалуемое решение.

    Порядок подачи апелляционной жалобы

    Порядок подачи апелляции предусматривает определенные требования. Необходимо знать:

    1. кто вправе подать апелляцию;
    2. в какой срок подается;
    3. куда можно направить;
    4. как написать апелляцию;
    5. срок рассмотрения апелляционной жалобы по административному делу.

    Рассмотрим данные требования более подробно.

    Кто вправе подать

    Апелляция по административному делу оформляется субъектом, который имеет претензии к решению суда. Право обжаловать постановление в апелляционном порядке указано в КоАП РФ.

    В административном судопроизводстве вправе участвовать:

  • Граждане России.
  • Лица, которые имеют двойное подданство.
  • Как частные, так и государственные организации, фирмы и учреждения.
  • Госслужащие, должностные лица (включая и муниципальные).
  • Общественные объединения.
  • Работники общественных объединений.
  • Беженцы, иностранцы, переселенцы, а также лица без гражданства.

Перечисленные участники могут оспаривать постановления суда первой инстанции. Обжаловать наказание вправе граждане, которые обладают правосубъектностью. К ним относят лиц, имеющих объективные права либо выполняющих юридические обязанности. Кроме того, заявители обязаны быть дееспособными и совершеннолетними.

Срок подачи

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ, обжаловать постановление можно в течение десяти суток с того момента, когда лицо, участвовавшее в деле, получило на руки копию судебного акта.

Как поступить, если не получилось сделать это в указанный период? В данной ситуации разрешается обратиться к судье для восстановления срока, в который можно было бы направить процессуальную бумагу. Апелляция по делу об административном правонарушении, поданная с пропуском, который в дальнейшем был восстановлен, рассматривается по общим требованиям судопроизводства.

Правила подачи

Подача апелляционной жалобы осуществляется через суд, вынесший оспариваемое решение. Основное правило - число представленных экземпляров заявления должно соответствовать числу участников процесса. Обратившийся может принести документацию лично в канцелярию судебного органа либо же направить по почте. Кроме того, судья обязан в течение трех суток после получения обращения, перенаправить его в вышестоящий судебный орган.

Правила составления, что должна содержать жалоба

Апелляция – официальный документ, состоящий из 3-х частей. Во вступлении нужно отметить:

  • полное название судебного органа;
  • информацию о заявителе (Ф.И.О., место проживания или регистрации, контакты);
  • сведения о других участниках дела.

Основная часть – содержание:

  • причина обращения по факту нарушения;
  • основания для обжалования судебного акта;
  • требования (результаты оспаривания, на которые рассчитывает сам заявитель).

В заключении размещают перечень документации, приложенной к делу:

  • оспариваемое решение суда;
  • другие необходимые доказательства.

Апелляция и все имеющиеся документы предоставляются вместе с ксерокопиями, количество их должно соответствовать количеству лиц, которые участвовали в деле.

Несоблюдение установленных законом требований может стать основанием для отклонения апелляционной жалобы судом. Заявление или представление будет возвращено обратно, если:

  1. заявитель не вправе оспаривать решение суда;
  2. пропущены сроки подачи (не представлено ходатайство о восстановлении срока).

Краткая апелляционная жалоба

Краткая апелляция нужна для того, чтобы сроки для оспаривания не были пропущены, к примеру, если вам не пришла копия постановления судебного органа, а срок для обжалования подходит к концу. В этом случае вы можете направить предварительную апелляцию, которая заведомо не соответствует правилам процессуального законодательства, чтобы судья вынес постановление об оставлении вашего заявления без движения и установил сроки для устранения выявленных правонарушений. В данный период вы сможете получить ксерокопию акта и обжаловать постановление вновь, которая уже будет рассмотрена судебным органом второй инстанции.

Нужно отметить, что предварительная апелляция оформляется, как и обычная апелляционная жалоба, но с пропуском обязательных атрибутов.

Так, на основании действующего законодательства, она содержит:

  • название суда, в который направляется;
  • сведения о заявителе (Ф.И.О., процессуальный статус, а также место регистрации);
  • указание на оспариваемое постановление и суд, который данный вердикт вынес;
  • доказательства в пользу несостоятельности решения, ссылаясь на нормы права;
  • список прилагаемой документации;
  • дата и подпись заявителя.

Срок рассмотрения

Заявление рассматривают в течение 10 суток со времени его поступления должностному лицу, которое вправе на ее изучение. В суде высшей инстанции протест по административному правонарушению должны рассмотреть в течение 2-х месяцев (ст. 30.5 КоАП РФ). Апелляция может быть удовлетворена частями, полностью либо вовсе не удовлетворена. При этом апелляционное определение могут отменить, если оно будет незаконным.

Порядок рассмотрения

Апелляция на постановление по делу об административном нарушении рассматривается судьей, а также должностным лицом единолично (ст. 30.6 КоАП РФ). При рассмотрении апелляционной жалобы по административному делу:

  1. объявляется, кто рассматривает обжалование, какой документ подлежит рассмотрению, кто оспаривает постановление;
  2. устанавливается явка физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено решение по делу, а также явка вызванных для принятия участия в рассмотрении некоторых лиц;
  3. проверяются полномочия законных представителей физлица или юрлица, защитника и представителя;
  4. выясняются обстоятельства неявки участников судопроизводства по делу и принимается решение о рассмотрении обжалования в отсутствие указанных лиц или об отложении рассмотрения протеста;
  5. разъясняются права и обязанности участников судебного процесса;
  6. разрешаются заявленные ходатайства и отводы;
  7. оглашается обжалование на постановление по делу об административном нарушении;
  8. проверяются на основании дела и дополнительно представленного материала законность и обоснованность вынесенного вердикта, в частности, заслушиваются объяснения сторон, в отношении которых вынесено решение по делу об административном нарушении.
  9. При необходимости, судья заслушивает показания других лиц, которые участвуют в рассмотрении заявления, пояснения специалиста и заключение эксперта, изучаются иные доказательства, производятся иные процессуальные действия согласно КоАП РФ;

  10. при участии прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При подаче апелляции все дело будет пересмотрено заново. Во внимание берутся исключительно те доказательства, которые применялись в суде первой инстанции. Причем привлечение дополнительных, не задействованных ранее фактов, возможно только в ситуации, если они были неизвестны участникам или обстоятельства их неприменения признаны судьей достаточно вескими.

Госпошлина

Подача документации не связана с оплатой пошлины. КоАП РФ (п. 5 ст. 30.2) освобождает от этой уплаты как юридических, так и физических лиц при оспаривании постановления по делу об административном нарушении, принятого любым судебным органом РФ.

Если у вас есть затруднения с оформлением жалобы по административному делу, обратитесь к профессиональным юристам нашего правового ресурса. Наши специалисты грамотно и в рамках действующего законодательства обоснуют требования и окажут всестороннюю правовую помощь при оспаривании постановления об административном правонарушении.

По результатам судебных разбирательств велика вероятность возникновения ситуации, когда одна из сторон выражает несогласие с судебным вердиктом. Многие по причине различных обстоятельств и незнания законодательства, соглашаются с постановлением, включая ситуации, когда оно выносится с явными признаками нарушения законодательства. Выходом станет обжалование решения суда низшей инстанции по административному делу, что можно сделать несколькими способами.

После того, как определение начало действовать, начинается процедура его исполнения, согласно ранее поданному иску. Ввиду многочисленных попираний гражданских прав в результате реализации властных полномочий, рекомендуется по каждому спорному постановлению писать ходатайство. Специалисты настаивают на том, чтобы оформлять его сразу после решения суда. На основании КАСРФ имеется возможность обжалования постановления, согласно сокращенным срокам.

Апелляция в административном производстве

Важно понимать, что каждое решение суда в административном производстве реально оспорить, путем обращения:

  • Через кассацию;
  • Посредством апелляции;
  • В результате надзорного разбирательства.

Выполнение постановления, вынесенного по упрощенным условиям, начинается после 15 суток от числа его оглашения. В других вариантах срок исчисляется одним месяцем. В течение обозначенного времени, если это потребуется, направляется жалоба. Важным условием является наличие официального судебного решения, оформленного в письменном варианте, в конечном виде, по конкретному административному разбирательству.

На основании статьи 298 КАСРФ под исключение попадают любые производства по пересмотру актов самороспуска, расформирования правительственных органов, определения иностранного подданного в особые учреждения, либо лечебницу психиатрического типа.

Необходимо делать акцент на том, что нарушенный срок обжалования постановления должен в обязательном порядке повлечь за собой реализацию ходатайства относительно восстановления возможности подачи апелляционного заявления. Если этого не сделать, появляется вероятность того, что жалоба не будет рассмотрена в срок, либо вообще ее отклонят.

Обязанностью мирового судьи, который пересматривает обращение и запускает документ в производство, является оповещение всех лиц, проходящих по определенному делу. Задача районного суда и других инстанций состоит в следующем - зарегистрированная жалоба должна быть рассмотрена в срок не более 60 суток от даты ее принятия соответствующей инстанцией.

Каждый судебный процесс осуществляется в коллегиальном порядке, под председательством мирового судьи. В административном производстве допускается принятие новых доказательств, не известных ранее. Для этого, обратившийся в срок гражданин, обязан доказать, что их невозможно было предоставить ранее.

Об апелляционных жалобах

Законодательство предусматривает, что подобная жалоба подается исключительно участниками процесса, либо соответствующими представителями в законном порядке, которые проходили по изучаемому делу. Кроме этого на апелляцию могут рассчитывать и те, у кого любым образом были затронуты права по результатам оглашенного постановления суда. Обычно апелляционное заявление содержит следующую информацию:

  • Сведения относительно заявителя, места регистрации, прописки и ФИО;
  • Название судебного органа, где планируется обжалование неугодного решения;
  • Точная информация по другим фигурантам, проходящим в разбирательстве;
  • Четкое наименование суда низшей инстанции, где ранее был проведен процесс и вынесен вердикт;
  • Изложение сути постановления, подлежащего пересмотру;
  • Предъявление основных требований, моментов, относительно чего выражается несогласие, весомых доказательств и аргументированной личной позиции. Юристы советуют грамотно формулировать главную часть и настаивать на том, чтобы выполнилась отмена решения суда, принялось новое постановление, осуществилось частичное или полное его изменение;
  • Имеющиеся доказательства, бумаги, материалы по делу, включая ходатайство и заявление, следует приложить к жалобе;
  • В конце обращения необходимо проставить подпись истца, доверенного лица, с подтверждением соответствующих прав в нотариальном порядке.

Стоит понимать, что любое решение мирового судьи реально отменить, руководствуясь статьей 310 КАСРФ. Поэтому, перед обращением в органы правосудия рекомендуется внимательно изучить определения законодательства и найти необходимое основание. Важно, чтобы жалоба и прилагаемая к ней документация в виде копий была разослана или предоставлена каждому лицу, проходящему по административному делу.

Закон предусматривает письменный порядок предоставления обращения. Оно оформляется истцом, для чего потребуется соответствующий образец, направляемый в отделение суда низшей инстанции, где собственно и осуществлялось рассмотрение вопроса и вынесено постановление. Документация затем переадресовывается в высшую инстанцию, согласно подсудности. Заявителю придется взять на себя судебные расходы, которые для физического лица составляют не более 200 рублей, юридического и организаций - до 400 рублей.

Кассационное оспаривание административных дел

Порядок обжалования вопросов путем кассации предусматривает рассмотрение только тех дел, которые начали действовать, при этом ранее проведенные через апелляцию. Оспаривание обычно инициируется в срок не позже чем через 180 дней, начиная от даты, когда появилось решение мирового судьи. По истечению указанного времени можно подавать ходатайство с просьбой восстановить пропущенные временные интервалы, при наличии на то уважительных оснований.

Жалоба оформляется и регистрируется гражданином, проходящим по административному делу, в том числе его представителем, интересы которого в определенной мере были затронуты сомнительным вердиктом, включая и вопросы с участием прокурора. Регистрация обращения выполняется заявителем или нотариально оформленным доверенным лицом в кассационный орган. Поскольку, на основании принципа подсудности, основная доля производств направляется в адрес районного суда, то кассационная петиция адресуется в президиум суда субъекта РФ.

Исключительным случаем считается ситуация, при которой жалоба по апелляции не удовлетворяется частично или в полном объеме. Причины этому могут быть разные, когда обратившийся гражданин категорически с ними не согласен. Кассационная петиция подается в коллегию судей ВС, занимающихся вопросами административного характера.

Жалоба по кассации подлежит рассмотрению в срок, до 30 дней, при условии, когда производство не истребовано, до 60 дней, если производство истребовано, от даты ее регистрации в соответствующем органе, что прописано в статье 322 КАСРФ.

По результатам разбирательства выносятся решение:

  • Отклонить претензию, указанную в заявлении;
  • Отменить обжалуемое постановление, полностью или частично, осуществить процедуру прекращения по административному делу, оставить обращение без рассмотрения, если имеются основания, предусмотренные статьей 321 частью 1 КАС РФ;
  • Пересмотреть акт, относительно решения мирового судьи, направить его на пересмотр;
  • Внести изменения в судебный документ, согласно которого происходит обжалование постановления суда низшей инстанции.

Оспаривание административных дел в порядке надзора

Выполнение административного производства в надзорной инстанции осуществляется согласно статьям главы 36 КАСРФ. Если жалоба заявителя относительно неправомерного, на его взгляд, решения мирового судьи, не рассматривалась по апелляции или кассации, сомнительный вердикт с большей долей вероятности окажется отмененным в порядке надзорного производства.

Соответствующая жалоба в обозначенный срок, который не превышает больше трех месяцев от момента вступления постановления в силу, направляется в Президиум ВС РФ лицом, проходящим по делу или имеющим претензии о нарушении прав по судебному акту. Оформление заявления происходит по тем же правилам, которые предусматриваются с апелляцией и кассацией, для чего не лишним будет найти подходящий образец. В обращении указываются основания для того, чтобы отменить конкретный акт. Среди прочих могут быть попирание норм, предусмотренных конституцией РФ и международными договорами, неправильное толкование закона, нарушение прав и интересов определенных лиц и т.п.

Важно отметить, что пошлина на надзорную жалобу, поданную на постановление мирового судьи, определяется исходя из требований, изложенных в налоговом кодексе нашей страны. Срок, отведенный на рассмотрение по административному делу в порядке надзора, может быть продлен на 2 месяца по решению председателя Верховного суда, либо его заместителя.

В результате обжалования постановления мирового судьи, а также апелляции и кассации, могут быть приняты следующие решения:

  • Отмена обжалуемого судебного акта, прекращение производства по конкретному делу;
  • Оставление заявления без рассмотрения, а решение мирового судьи, апелляционной и кассационной инстанции в прежнем виде;
  • Внесение изменений в судебные акты, которые ранее были приняты по делу;
  • Частичная или полная отмена вердикта, направление его целиком либо части на пересмотр.

Предусмотренный законом надзорный порядок, фактически, является завершающим этапом административного обжалования ранее вынесенного решения мирового судьи первой инстанции и на более высоком уровне. Полученный акт суда, один образец которого вручается лично на руки или направляется по почте, в последующем, реально будет оспорить через международные инстанции, либо при выявлении новых обстоятельств, не известных ранее по уважительным причинам.

Кодекс административного судопроизводства (КАС) РФ действует с 2015 года. Он описывает порядок рассмотрения административных дел. Слово «административный» встречается в названиях двух кодексов. Это КАС РФ и КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях не рассматриваются в соответствии с нормами КАС РФ, к ним применяют разд. IV КоАП РФ. Учитывая, что административные дела и административные правонарушения - это разные понятия, в нашем случае руководствуемся нормами КАС РФ.

Срок подачи апелляционной жалобы

Обжаловать, т. е. подать официальную жалобу в вышестоящую инстанцию, протестуя против решения по административному делу может:

  • сторона административного дела;
  • лицо, интересы которого затронуты спорным решением.

Прокурор тоже наделён полномочиями подать соответствующее представление как это акт прокурорского реагирования на постановление по административному правонарушению. При обжаловании постановления по административному делу должны соблюдаться сроки подачи жалобы. Ст. 298 КАС РФ отводит на подачу этой жалобы ровно один месяц - это 29, 30, 31 или 32 дня. Если решение вынесено 1 февраля 2019 года, последний срок подачи жалобы - 1 марта. 2019 год не високосный, в феврале 28 дней. Считая день вынесения решения, имеем 29 дней. А между 1 мая и 1 июня 2019 года - целых 32 дня.

Ст. 298 КАС РФ предусматривает ряд исключений. Срок в 10 дней предусмотрен на обжалование при производстве по делам, касающимся:

  • областного закона о роспуске местного представительного органа власти;
  • размещения депортируемого иностранца в спецучреждении;
  • административного надзора;
  • принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

Ещё меньше, всего 5 дней, даётся на обжалование, если речь идёт об избирательной комиссии. Если отведённый на обжалование срок пропущен, но на то имеется уважительная причина, можно попытаться срок восстановить. Если суд сочтёт причину уважительной, он своим постановлением определит новый срок. Судебная практика относит к таковым причины, связанные с расстройством здоровья, отсутствием в городе по работе. Восстановление сроков не гарантирует решения в вашу пользу, но даёт шанс.

Что нужно указать в заявлении

Закон не определяет форму заявления об апелляции по административному делу, но содержит конкретный перечень сведений, которые должны содержаться в документе. Новелла действующей редакции КАС РФ состоит в том, что допускается электронная жалоба, поданная путём заполнения соответствующей формы на интернет-портале суда. Жалоба, в соответствии со ст. 299 КАС РФ, состоит из пяти частей.

  1. Шапка заявления.
  2. Изложение сути обжалуемого решения.
  3. Просьба, обращённая к суду апелляционной инстанции.
  4. Приложения с материалами, отсутствующими в деле.
  5. Квитанция об уплате госпошлины.

В шапке должно быть указано название суда, в который обращена жалоба. Здесь же указываются сведения о подателе, начиная с процессуального статуса (сторона процесса, лицо, интересы которого затронуты решением). Для физических лиц в документе указывается фамилия, имя, отчество, место проживания. Для организаций - название, форма собственности, место регистрации, контакты.

Если вы не прокурор, то документ носит название «Апелляционная жалоба». Сам текст начинается с изложения сути решения, на которое вы подаёте жалобу. Спорное постановление должно быть отражено со ссылками на конкретные статьи закона, упомянутые в нём. В заявлении вы должны указать обстоятельства, позволяющие вам ставить вопрос о правомочности принятого постановления по административному делу.

Вы должны прямо перечислить нормы закона, нарушенные принятым решением, проигнорированные или неверно интерпретированные судом. Ваше заявление должно содержать конструктивную идею, в противном случае суд апелляционной инстанции не примет ее к рассмотрению. Вы сами должны предложить устраивающий вас и приемлемый для суда выход из положения. Для этого, после подзаголовка «Прошу», ясно и недвусмысленно изложите суть желаемого решения суда апелляционной инстанции.

К заявлению необходимо приложить всю имеющуюся у вас документацию, подтверждающую вашу правоту, которая отсутствует в материалах дела. Причём если вы хотите, чтобы были учтены обстоятельства, не фигурирующие в деле, вы должны доказать, что они не были исследованы в суде по объективным причинам.

К жалобе обязательно следует приложить квитанцию об уплате госпошлины - специального сбора, предназначенного для компенсации судебных расходов по апелляции. Размер пошлины определяет Налоговый кодекс (НК) РФ. Он предусматривает целый ряд категорий заявителей, имеющих льготы по уплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы или совсем освобождённых от её уплаты. Если вы относитесь к одной из таких категорий, приведите в заявлении ссылку на соответствующую статью НК РФ.

Скачайте образец апелляционной жалобы по административному делу, чтобы на его основе правильно оформить свой вариант заявления. Для успешного обжалование не вступивших в законную силу решений суда документ нужно составить правильно и вовремя его подать.

Как проходит апелляционное обжалование

Подавать апелляционную жалобу следует по месту принятия не удовлетворившего истца решения по административному делу. Адресовать и относить пакет документов надо в секретариат суда I инстанции. Даже если вы направите их в вышестоящий суд, воспользовавшись услугами Почты России, он всё равно переориентирует ваши документы в судебных орган по подсудности, который рассмотрит их на предмет:

  • правомерности подачи жалобы;
  • соответствия ее содержания установленным требованиям;
  • наличия квитанции о внесении госпошлины,
  • соблюдения надлежащих сроков, предусмотренных для подобных обращений граждан.

Если обнаружит нарушения, отведёт срок для приведения документов в соответствие. При принятии положительного решения - известит участников процесса о поступлении жалобы, соберёт заявленные от них возражения, убедится в отсутствии заявления об отзыве жалобы и направит документы на рассмотрение.

Решение суда по итогам пересмотра

Если апелляционный суд сочтёт необходимым, то после получения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении он может приостановить исполнение решения суда I инстанции, истребовать материалы по спорному делу. Рассмотрение апелляции происходит коллегиально.

На рассмотрение поданной жалобы закон отводит суду субъекта Федерации два месяца, а Верховному суду - три месяца. Для жалоб о проведении массовых мероприятий решение выносится как минимум за один день до их проведения. Решение, связанное с избирательным правом, необходимо принять за 2 дня до голосования.

Слушания по делу не ограничиваются рамками заявленных подателем жалобы требований. По результатам ее рассмотрения орган правосудия может принять одно из трёх решений.

  1. Отклонить жалобу по административному делу и оставить неизменным оспариваемое решение.
  2. Вынести альтернативное решение, отличное от оспариваемого.
  3. Вынести постановление о направлении дела на повторное слушание.

Требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, порядок предоставления указанных документов в Верховный Суд Российской Федерации

По административным делам

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

(извлечение)

Статья 45. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

2. Административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава 12. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

Статья 124. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

2. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению

1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

6.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

2. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Глава 21. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ

ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ОБЛАДАЮЩИХ НОРМАТИВНЫМИ СВОЙСТВАМИ

Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим

1. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

2. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

3. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

4. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

5. Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

6. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

7. Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.

8. По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

9. При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном суде общей юрисдикции, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.

Статья 209. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим

2. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПУБЛИЧНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

3. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

5. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Глава 23. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ, РАССМАТРИВАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОЛЛЕГИЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 231. Требования к жалобе (обращению), подаваемой в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

1. В жалобе (обращении), подаваемой в Дисциплинарную коллегию, должны быть указаны:

1) Дисциплинарная коллегия в качестве органа, в который подается жалоба (обращение);

2) лицо, подающее жалобу (обращение), его почтовый адрес, адрес электронной почты (при его наличии) для направления почтовой корреспонденции, номер телефона;

3) решение, с которым не согласен административный истец, а также наименование квалификационной коллегии судей, принявшей данное решение;

4) требование, обращенное к Дисциплинарной коллегии;

5) обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) сведения о представителе;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов.

2. В жалобе (обращении) также могут содержаться иные сведения, которые могут быть использованы для направления корреспонденции.

Глава 26. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИСУЖДЕНИИ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА СУДОПРОИЗВОДСТВО В РАЗУМНЫЙ СРОК ИЛИ ПРАВА НА ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНОГО АКТА В РАЗУМНЫЙ СРОК

Статья 252. Требования к административному исковому заявлению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

1. Форма административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении о присуждении компенсации должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление о присуждении компенсации;

2) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием его процессуального положения, адреса или места жительства, наименования или фамилии, имени, отчества (при наличии) ответчика и других лиц, участвующих в деле, их адреса или места жительства;

3) сведения о судебных актах, принятых по делу, наименования судов, рассматривавших дело, предмет спора или ставшие основанием для возбуждения уголовного дела обстоятельства, сведения об актах и о действиях органа, организации или должностного лица, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;

4) общая продолжительность судопроизводства по рассмотренному судом делу, исчисляемая со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по гражданскому или административному делу либо с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, общая продолжительность применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства либо общая продолжительность производства по исполнению судебного акта;

5) общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу, по которому принято решение о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по указанному основанию;

5.1) общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу, по которому в связи с истечением сроков давности уголовного преследования принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо решение о прекращении уголовного дела, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия указанных решений;

6) обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу или на длительность исполнения судебных актов;

7) доводы лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием основания для присуждения компенсации и ее размера;

8) обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации, и свидетельствующие о бездействии прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя путем нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения заявления, сообщения о преступлении, в том числе в связи с неоднократной или несвоевременной отменой решения об отказе в возбуждении уголовного дела или решения о возбуждении уголовного дела, или приостановлением предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в совершении преступления, или прекращением уголовного дела или уголовного преследования, либо о недостаточности, несвоевременности или неэффективности мер, принятых органом, осуществляющим предварительное расследование по уголовному делу, для установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

9) последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и их значимость для лица, подающего административное исковое заявление;

10) реквизиты банковского счета лица, подающего административное исковое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. К административному исковому заявлению о присуждении компенсации прилагаются документы, указанные в пунктах 2 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, ЕЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИЛИ ИНОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ДРУГОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, РЕЛИГИОЗНОЙ И ИНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЛИБО О ЗАПРЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ЛИБО О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЛИБО ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ДОСТУПА К АУДИОВИЗУАЛЬНОМУ СЕРВИСУ

Статья 262. Предъявление требований о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису

1. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

2. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

3. В административном исковом заявлении о приостановлении деятельности должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) установленные федеральным законом основания для приостановления деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо для запрета деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо для прекращения деятельности средств массовой информации, либо для ограничения доступа к аудиовизуальному сервису и ссылки на фактические данные, основываясь на которые орган или лицо, обратившиеся в суд, пришли к выводу о наличии таких оснований;

3) сведения о территории деятельности местных религиозных организаций, имеющиеся у централизованной религиозной организации, или о территории преимущественного распространения средства массовой информации.

4. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности, поданное от имени соответствующего органа, должно быть подписано его руководителем, а поданное от имени должностного лица - этим должностным лицом.

5. К административному исковому заявлению о приостановлении деятельности прилагаются документы, подтверждающие указанные в этом заявлении обстоятельства, а также документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса.

Глава 34. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 296. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления

В случае, если иное не установлено настоящим Кодексом, апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

4) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации - на решения по административным делам Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции.

Статья 297. Порядок подачи апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, принявший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 302 настоящего Кодекса.

2. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, принятое до дня голосования или в день голосования, подаются с использованием способов, позволяющих обеспечить их скорейшую доставку в суд, принявший решение.

Статья 299. Содержание апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего апелляционные жалобу, представление, его адрес или место жительства;

3) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего апелляционную жалобу, или требования прокурора, приносящего апелляционное представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению документов.

2. Апелляционная жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К апелляционной жалобе, поданной представителем, должны быть приложены документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, указанные в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, если они отсутствуют в деле.

3. Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате, или документ, подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины.

5. Лицо, подающее апелляционную жалобу, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий жалобы и документов. В случае, если указанное лицо не направило данные документы другим лицам, участвующим в деле, апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

6. Лицо, подающее апелляционные жалобу, представление, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

7. Апелляционные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В таком случае лицо, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, подающее апелляционную жалобу, вправе направить копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 318. Право на обращение в суд кассационной инстанции

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

2. Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

3. Срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления рассматривается судьей суда кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

5. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.

Статья 319. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление, подаваемые в кассационный суд общей юрисдикции, а также кассационные жалоба, представление, подаваемые в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, подаются через суд, принявший решение.

1.1. Кассационные жалоба, представление, подаваемые в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные акты по административным делам, подсудным районным судам и гарнизонным военным судам, а также по административным делам, указанным в пунктах 1 – 6, 12 – 15 части 1, части 2 статьи 20 пунктах 1 - 6, 12 – 15 части 1, части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

2. Кассационные жалоба, представление подаются:

3) на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов по административным делам, указанным в пунктах 1 - 6, 12 - 15 части 1, части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, если такие судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, если такие судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции по административным делам, указанным в пунктах 7 – 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса; на апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции по другим делам, если такие определения были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на кассационные и иные определения кассационных судов общей юрисдикции, за исключением кассационных определений, которыми не были изменены или отменены судебные акты мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в кассационный военный суд; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные при рассмотрении административных дел по первой инстанции; на апелляционные и иные определения окружных (флотских) военных судов, если такие определения были обжалованы в кассационный военный суд; на апелляционные и иные определения апелляционного военного суда - в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

3. Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 320. Содержание кассационных жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;

5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем, по мнению лица, подавшего жалобу, представление, состоят основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в части 6 статьи 318 настоящего Кодекса.

5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

6.1. Лица, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями, подающие кассационную жалобу в электронном виде, вправе направить копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае, если кассационная жалоба и приложенные к ней документы поданы в суд в электронном виде, суд кассационной инстанции вправе направить копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством размещения их на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и (или) сообщить лицам, участвующим в деле, о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде.

7. К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

7.1. Кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы могут быть поданы в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судьей суда кассационной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Статья 327.1. Особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу

1. Вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в кассационный суд общей юрисдикции и в случае рассмотрения обжалуемого судебного акта кассационным судом общей юрисдикции - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 332. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 2 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными актами.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

3) вступившие в законную силу решения и определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

Статья 333. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные акты, указанные в части 2 статьи 332 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления их в законную силу.

3. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом надзорной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судьей суда надзорной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

5. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Статья 334. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его адрес или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими судебных актов;

5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в надзорной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

6. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судьей суда надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Глава 37. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ ВСТУПИВШИХ

В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО НОВЫМ ИЛИ ВНОВЬ

ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Статья 345. Суды, пересматривающие судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

1. Вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, его принявшим.

2. Пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменен обжалованный судебный акт или принят новый судебный акт, производится судом, изменившим судебный акт или принявшим новый судебный акт.

3. В случае установления приговором суда, вступившим в законную силу, вины судьи в совершении преступления, в результате которого был принят незаконный и (или) необоснованный судебный акт, пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем судом, судьей которого он был, принимая этот акт.

Статья 347. Форма и содержание заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и прилагаемые к ним документы

1. Заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подаются в суд в письменной форме. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его представителем, уполномоченным на подписание заявления.

2. В заявлении, представлении о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подаются заявление, представление;

2) наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, подающего заявление, его адрес или место жительства, номера телефонов и адреса электронной почты, если таковые имеются;

3) наименования или фамилии, имена и отчества (при наличии) других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес, иные известные данные о них;

4) наименование суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого ходатайствует заявитель, номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, дата принятия судебного акта, предмет административного иска;

5) обстоятельства, которые могли или могут повлиять на принятие судебного акта;

8) перечень прилагаемых документов;

9) иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле.

3. К заявлению, представлению о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть приложены:

1) копия судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;

2) копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства;

3) документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют, а в случае ненаправления этих копий - копии заявления и документов по числу других лиц, участвующих в деле;

4) документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления, а также иные документы, указанные в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, если заявление подано представителем.

4. Заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом копии заявления, представления и приложенных к ним документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".