Кровля, крыша, монтаж, инструменты
Поиск по сайту

Что можно почитать ребенку 6 лет. Как привить детям любовь к спорту и здоровому образу жизни

Коэффициент полезности от совместного с ребенком чтения очень велик: польза несоизмеримо высока в соотношении с затратами времени, правда с обязательным условием систематичности этих затрат.

И польза не только в формировании и развитии умственного и эмоционального потенциала ребенка, но и в закладке базовых принципов выстраивании отношений ребенка с обществом в целом, и с различными представителями общества в частности.

На примерах героев книг легче объяснить, что такое добро и зло, плохие и хорошие поступки.

Где вы еще возьмете столько примеров?

Только книги должны соответствовать возрастным интересам и потребностям ребенка. Ведь они развивают воображение, кругозор, умение фантазировать, учат дружить, любить, сопереживать, мечтать, шутить.

Книги не должны быть пустыми и, тем более, вредными.

Можно, конечно, ограничиться показом мультфильмов и фильмов, но так вы познакомите ребенка с фантазией режиссера. Через прочтение книг вы проложите дорогу развитию его собственной фантазии, а потом уже предложите сравнить с фантазией режиссера.

Значение сказок

Начинайте приобщать ребенка к чтению с народных сказок. В них четко разделены понятия добра и зла, плохого и хорошего, они не спутаны, а ярко выражены и понятно вырисованы, что соответствует уровню развития сознания детей 3-4 лет.

В народных сказках как бы законсервирована житейская мудрость наших предков, они учат, что добро и зло обязательно получают по заслугам.

Конечно, в жизни все сложнее, зло не так явно проявляет себя, а часто скрывается под личиной добра. Но понимание этого должно приходить вовремя, не торопите время. Не игнорируйте сказки, даже если они вам кажутся несовременными. Они закладывают ребенку азы понятий, на которых базируются основные представления о человеческих чувствах, о принципах выстраивания взаимоотношений между людьми.

Выбирайте сказки с качественной подачей: с красивым художественным переводом и литературной обработкой.

Например, сказки Андерсена без обработки не адаптированы под восприятие современных детей. Его поучительные глубокие сказочные истории без обработки подойдут для старшего возраста детей, если ребенок сам сможет посмотреть на историю сквозь призму современной реальности, и если ему это будет интересно.

Обязательно возьмите на заметку:

Одни из лучших и известных переводчиков детских книг:

  • Корней Чуковский.
  • Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского).
  • Борис Заходер.
  • Самуил Маршак (переводы детской, и не только, поэзии).

Один из самых известных пересказчиков сказок – Алексей Толстой.

Это писатели-классики. Их произведения и переводы относятся к прошлому веку. Но ведь понятия добро и зло тоже можно отнести к классике, они не стареют. Их произведения познакомят ребенка с классическим литературным языком и образным художественным стилем написания.

И помните: книги, как и любые знания, должны соответствовать возрасту.

Народные сказки

Народные русские сказки в обработке Алексея Толстого.

Их много, самые известные:

  • «По щучьему веленью».
  • «Царевна-лягушка».
  • «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • «Морозко».
  • «Иван царевич и серый волк».
  • «Пузырь, соломинка и лапоть».
  • «Мужик и медведь».
  • «Гуси-лебеди».

Былины о богатырях.

В литературной обработке Александра Афанасьева:

  • «Алеша Попович».
  • «Илья Муромец и змей».
  • «История о славном богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Перышко Финиста ясна сокола».
  • «Покатигорошек».

Также много известных русских народных сказок: и про Елену Прекрасную, и про Кощея Бессмертного, и про Иванушку-дурачка – было пересказано Александром Афанасьевым.

В литературной обработке Ирины Карнауховой:

  • «Вольга Всеславьевич».
  • «Микула Селянинович».
  • «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
  • «Как Илья из Мурома Богатырем стал».
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • «Про прекрасную Василису Микулишну».
  • «Святогор-богатырь».

В данной обработке былины поданы простым и доступным для детского восприятия языком.

Сказки народов мира.

  • Сказки славянских народов:
  1. Украинские;
  2. белорусские;
  3. молдавские.
  • Сказки народов севера.
  • Сказки народов востока, самые известные из которых представлены в серии сказок «Тысяча и одна ночь».
  • Скандинавские сказки.

Завершите знакомство с народными сказками просмотром мультфильмов. Например, мультипликационные сказки из цикла «Гора самоцветов» познакомят ребенка с современной интерпретацией не только русских сказок, но и сказок других народов.

Истории в стихах

Стихи легко воспринимаются и записываются в детской памяти. Самые интересные отрывки пробуйте с ребенком учить наизусть.

  • Для детей младшего возраста.

Корней Чуковский. Сказки в стихах:

  1. «Айболит».
  2. «Муха-цокотуха».
  3. «Тараканище».
  4. «Краденое солнце».
  5. «Мойдодыр».
  6. «Федорино горе».

Самуил Маршак. Детские стихи:

  1. «Детки в клетке».
  2. «Вот какой рассеянный».
  3. «Сказка о глупом мышонке».
  4. «Багаж».
  5. «Веселая азбука».
  6. «Веселый счет».
  7. «Урок вежливости».
  8. Английские и шотландские баллады и стихи. Одна из самых известных – «Дом, который построил Джек».

Сергей Михалков. Детские стихи и басни:

  1. «А что у вас?»
  2. «Дядя Степа».
  3. «Как старик корову продавал».

Александр Пушкин. Сказки:

  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  2. «Сказка о царе Солтане».
  3. «Сказка о золотом петушке».
  4. «Сказка о золотой рыбке».
  5. «Сказка о попе и работнике его Балде».
  6. «У Лукоморья дуб зеленый».

Продлите удовольствие от знакомства с творчеством Пушкина мультипликационными экранизациями этих сказок, и тогда они останутся в памяти ребенка на всю жизнь.

Мировая классика

  • Для детей младшего возраста.

Шарль Перро. Сказки:

  1. «Золушка или хрустальная туфелька».
  2. «Кот в сапогах».
  3. «Спящая красавица».
  4. «Мальчик с пальчик».
  5. «Ослиная шкура».
  6. «Красная шапочка».

Братья Гримм. Немецкие народные сказки в литературной обработке братьев Гримм:

  1. «Белоснежка и семь гномов».
  2. «Бременские музыканты».
  3. «Храбрый портняжка».
  4. «Госпожа Метелица».
  5. «Король Дроздобород».
  6. «Рапунцель».
  7. «Волк и семеро козлят».
  8. «Горшочек каши».
  • Для детей дошкольного возраста.

Ганс Христиан Андерсен. Самые известные сказки:

  1. «Снежная королева».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Дикие лебеди».
  4. «Русалочка».
  5. «Принцесса на горошине».
  6. «Огниво».
  7. «Стойкий оловянный солдатик».
  8. «Свинопас».
  9. «Гадкий утенок».

Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» в литературной обработке Алексея Толстого:

  1. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Редьярд Киплинг. Сказки:

  1. «Рикки Тикки Тави».
  2. «Слоненок».
  3. «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  4. «Откуда у носорога шкура».
  5. «Откуда взялись броненосцы».
  6. «Отчего у верблюда горб».
  7. «Откуда у кита такая глотка».

Многие из перечисленных сказок имеют не только мультипликационные экранизации, но и свои киноверсии. Интерес к сказкам мировой классики не пропадает, появляются и современные экранизации, например, довольно новый мультфильм «Рапунцель».

Приключенческие истории

С циклами приключенческих историй начинайте знакомить ребенка ближе к 5 годам, когда уровень восприятия, способность запоминать и анализировать, уже более развиты. С них вы можете начинать учить ребенка самостоятельно читать.

Эти сказочные приключения подарят ребенку длительное путешествие в придуманный мир увлекательных историй из жизни героев.

Некоторые из историй вполне могли бы произойти и в его детском мире, а к каждому герою легко подобрать прототип из окружения ребенка, включая его самого.

За время прочтения всех историй из одного цикла ребенок обязательно привяжется к какому-то полюбившемуся персонажу, которому будет и сопереживать, и радоваться вместе с ним.

Это очень напоминает дружескую привязанность. Ребенок будет хотеть возвращаться в мир приключений любимых героев снова и снова, а это поможет зародиться другому желанию – быстрее освоить самостоятельное чтение (из личного опыта).

  1. Юрье Женевьева. Серия приключений «Жили-были кролики» с очень «живыми» иллюстрациями Лоика Жуанниго. Поэтому подойдет для обучения ребенка самостоятельному чтению.
  2. Эдуард Успенский. Серия приключений «Крокодил Гена и Чебурашка».
  3. Алан Милн. Сказки «Винни Пух и все-все-все» с переводом Бориса Заходера.
  4. Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  5. Джоэль Харрис. Серия приключений Братца Кролика «Сказки дядюшки Римуса» – собранный и литературно обработанный негритянский фольклор.
  6. Редьярд Киплинг. Серия рассказов о Маугли из «Книги джунглей».
  7. Туве Янссон. Серия приключений «Все о мумми-троллях».

После прочтения книг не забывайте знакомить ребенка с их мультипликационными экранизациями.

Русская классика

Знакомство с произведениями русских классиков для вашего ребенка будет очень познавательно и поучительно. Через их произведения, как через «окно», ребенок сможет заглянуть в прошлые века, познакомиться с жизнью людей того времени и услышать сказочные, и не только, истории, рассказанные классическим художественным языком. Он окунется в атмосферу тех времен, проникнется теми же чувствами, что и дети многих поколений. Ведь главные чувства и понятия не меняются ни с годами, ни даже с веками, они понятны и детям нашего времени.

Предложенные произведения рассчитаны на детей дошкольного возраста, поэтому начинайте знакомить с ними ребенка с 5 лет.

Лев Толстой. Притчи, басни и сказки. Известные рассказы:

  • «Лев и собачка».
  • «Два брата».
  • «Акула».
  • «Котенок».

Сергей Аксаков. «Аленький цветочек».

Всеволод Гаршин. Самая известная сказка – «Лягушка-путешественница».

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Самая известная сказка – «Серая шейка».

А еще ваши совместные теплые литературные вечера останутся добрым и светлым воспоминанием в его сердце. В этом и заключается главное волшебство книг.

Многие родители задаются вопросом «Что почитать ребёнку 6 лет?» Я собрала список книг для ребенка 6 лет. Список получился большим. Конечно же не обязательно читать все книги. Нужно прислушиваться к интересам ребенка. Например, мои дети не любили сказка с феями, волшебниками, коврами-самолетами и т.п. Но любили сказки про Незнайку и Карлсона. Так что выбирайте!
1. Николай Носов.
Рассказы, Приключения Незнайки и его друзей (все части).
2. Виктор Драгунский.
Денискины рассказы.
3. Ян Ларри.
Необыкновенные приключения Карика и Вали
4. Дик Кинг-Смит.
Сказки-повести о животных.
5. Андрей Усчев.
Умная собачка Соня
Жили-были ежики
Школа снеговиков
Чудеса в Дедморозовке

33 кота
Умная собачка Соня
Чудеса в дедМорозовке
6. Софья Прокофьева.
Приключения желтого чемоданчика
Лоскутик и Облако
Пока бьют часы
Сыщик в обном башмаке
Приключение плюшевого тигра
7. Сельма Лагерлеф.
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
8. А. Волков:
«Волшебник изумрудного города»,
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»,
«Семь подземных королей»,
«Огненный бог Марранов»,
«Желтый туман»,
«Тайна заброшенного замка».
9. Астрид Линдгрен
Малыш и Карлсон (3 части),
Приключения Эмиля из Леннеберги,
Эмиль и малышка Ида,
Пеппи Длинныйчулок.
10. Алан М
«Вини-Пух и все-все-все» (все части).
11. Ян-Олав Экхольм

Людвиг четырнадчатый и другие».
12. Юрий Дружков
Приключения Карандаша и Самоделкина.
13. Анне-Катрине Вестли.
Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик,
Маленький подарок Антона.
14. Григорий Остер.
38 попугаев,
Вредные советы.
15. Лаймен Баум.
Волшебник страны Оз.
16. Алексей Толстой.
Золотой ключик или приключения Буратино.
17. Карло Коллоди.
Приключения Пиноккио.
18. Диана Сабитова.
Мышь Гликерия
Цветные и полосатые дни
19. Туве Янсон.
Все о Муми-троллях
20. Токмакова
Аля, Кляксич и буква «А»
Может, Нуль не виноват?
М21. Сергей Георгиев
Фыфрики и бубрики
22. В. Бианки:
«Лесные были и небылицы»,
«Муравьишка» и другие.
23. Сергей Георгиев.
Главный секрет,
Лучший друг,
Грустное дерево
24. Любовь Воронкова
Маша-растеряша
25. Лебедева.
Как маша поссорилась с подушкой,
Приключение огуречной лошадки
26. Г. Х. Андерсен «Сказки»:
«Гадкий утёнок»
«Снежная королева»
«Стойкий оловянный солдатик»,
«Волшебный холм»,
«Новый наряд короля»,
«Дорожный товарищ»,
«Принцесса на горошине»,
«Дочь болотного царя»,
«Калоши счастья»,
«Маленький Клаус и Большой Клаус»,
«Русалочка»,
«Огниво»,
«Сундук-самолет»,
«Старый дом»,
«Суп из колбасной палочки»,
«Дюймовочка»,
«Штопальная игла»,
«Дикие лебеди» и др..
27. П. Ершов
Конёк-горбунок.
28. Р. Киплинг «Сказки».
29. Сергей Аксаков
Аленький цветочек.
30. В. Катаев
Цветик-семицветик.
31. Джоэль Ч. Харрис:
Сказки дядюшки Римуса:
Как оживить сказку,
Братец Лис и Братец Кролик
32. Ян Экхольм
Тутта Карлссон Первая и единственная,
Людвиг Четырнадцатый, и другие.
33. Братья Гримм:
Бременские музыканты,
Горшочек каши,
Бабушка Метелица,
Король-лягушонок или Железный Генрих,
Мальчик-с-пальчик,
Белоснежка и семь гномов,
Синяя Борода» и другие.
34. Дж. Родари:
Приключения Чиполлино,
Путешествие Голубой Стрелы,
Сказки по телефону
35. Д. Хармс:
Стихи для детей,
Плих и Плюх.
36. В. Маяковский
Что такое хорошо и что такое плохо.
37. Э.Т.А. Гофман
Щелкунчик и мышиный король.
38. Е. Шварц
Сказка о потерянном времени.
39. Шарль Перро «Сказки»:
Кот в сапогах,
Красная Шапочка,
Спящая красавица,
Золушка, или хрустальная туфелька.
40. Саша Чёрный
Дневник Фокса Микки.
41. А. Балинт
Гном Гномыч и Изюмка
42. Л. Пантелеев:
Буква «ты»,
Фенька,
Две лягушки. и др.
43. Б. Житков
Что я видел, рассказы
44. В. Гаршин
Лягушка-путешественница. и др. сказки
45. К. Грэм
Ветер в ивах
46. В. Чаплина
Питомцы зоопарка
47. И. Бабич
Мои знакомые звери
48. В. Голявкин
Тетрадки под дождем
49. Юрий Сотник
Как я был самостоятельным
50. Мира Лобе
Городок Вокруг – да – Около
51. Томин Юрий:
Шел по городу волшебник
Карусели над городом
К этим книгам можно добавить энциклопедии и познавательные книги по возрасту.ожет, Нуль не виноват?

Чтобы не задаваться вопросом «Как приучить ребёнка к чтению?», озадачьтесь другим - «Какие книги предлагать малышу?» Если показать, на что способна литература, как подстёгиваемое собственной фантазией художественное слово раскрашивает в диковинные колеры привычную обстановку, то заставлять и приучать никого не придётся. Дети будут сами напоминать вам, что пора обновить библиотеку, а книжные магазины будут прельщать их гораздо больше, чем витрины с игрушками или электронными гаджетами.

Детские книги: читать самостоятельно или слушать родителей

Пока малыш читать не умеет - всё понятно: он слушает любимые сказки, детские стихи и рассказы в исполнении мамы, папы и иных обученных грамоте родственников. Но что делать, когда наука освоена и кроха бойко и вполне осознанно складывает буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, да так, что и замечаний не сделать? Многие родители на этом этапе решают: «Достаточно, начитались - теперь, дорогой, сам». И совершают серьёзную ошибку.

Совместное чтение - акт восхитительной духовной близости. Уютно расположившись рядышком, поддерживая телесный контакт, вы наслаждаетесь общим погружением в создаваемое писателем пространство: взлетаете в небесные выси, оказываетесь в подводном царстве, путешествуете сквозь лето в зиму и через горы к океанам.

Почему родителям нужно читать вслух ребёнку 6–7 лет:

  • Создаются благоприятные условия для общения.
  • Формируется поле совместных переживаний.
  • Есть возможность разъяснять непонятные ребёнку слова и обстоятельства произведения.
  • Авторский текст насыщается личным (своим голосом вы переводите обезличенные обращения автора на своего ребёнка, делаете его сопричастным происходящему).
  • Развивается фонематический слух.
  • Стимулируется интерес к чтению как способу времяпрепровождения.

Но, конечно, по мере взросления всё больше книг ребёнок читает самостоятельно. Процесс перехода от чтения вслух к чтению самостоятельному должен быть плавным.

  • Предлагайте ребёнку иногда меняться ролями «читатель» - «слушатель».
  • Читайте детские книги по ролям, разыгрывая сценки.
  • Просите юного книгочея почитать вам, пока вы заняты домашними делами.

Как выбирать произведения для детей 6–7 лет

Чтение учит доброте и мудрости, состраданию и находчивости, дружбе и ответственности. Чтобы эти уроки давали ожидаемый эффект и навсегда впечатывались в сознание дошкольника нерушимыми нравственными принципами, важно выбирать произведения, в которых мораль подана в увлекательном и понятном для ребёнка сюжете. О чём интересно читать шестилеткам? «Эврика» знает.

Книги о природе и животных

Читая о природе, птицах и животных, ребёнок учится проявлять доброту и заботу, бережно и внимательно относиться к окружающему миру. Воспетая мастерами художественного слова красота лесов и морей, полей и рек, описанные ими переживания представителей животного мира воспитывают в дошкольнике нравственность и милосердие.

Список литературы:
  1. Виталий Бианки «Лесная газета»;
  2. Николай Леденцов «Чудесия: рассказы о птицах»;
  3. Геннадий Снегирёв «В разных краях»;
  4. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб»;
  5. Зоя Журавлёва «Путька»;
  6. Георгий Скребицкий «Лесной прадедушка»;
  7. Юрий Дмитриев «Лесные загадки»;
  8. Фарли Моуэт «Собака, которая не хотела быть просто собакой»;
  9. Редьярд Киплинг «Сказки и рассказы о животных»;
  10. Арчи Бинз «Бастер, ко мне!».

Детям - о детях

Мальчишкам и девчонкам 6–7 лет читать о детях - их сверстниках - полезно и интересно: как жили ребята раньше и какова детская жизнь сегодня, в какие игры играют дошколята и младшеклассники, как они дружат, ссорятся и мирятся, как сообща постигают важные жизненные уроки. Составьте для своего чтеца подборку увлекательных историй про детей, а мы, конечно же, поможем.

Список литературы:
  1. Виктор Драгунский «Денискины рассказы»;
  2. Борис Житков «Что я видел»;
  3. Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;
  4. Николай Носов «Затейники»;
  5. Тамара Михеева «Лёгкие горы»;
  6. Валентина Осеева «Синие листья»;
  7. Алла Потапова «Бабушкина наука»;
  8. Сюзанна Вебер «Паша и папа»;
  9. Марк Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»;
  10. Анне-Катарина Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик».

Для маленьких почемучек

Детская любознательность - черта, которую нужно поощрять и развивать. Малыш интересуется, как устроен мир, расспрашивает вас о разных городах и странах, увлекается техникой? Выберите для своего маленького почемучки хорошие детские энциклопедии, ориентированные на ребятишек старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Список литературы:
  1. Илья Колмановский «Почему птицы не падают»;
  2. Елена Качур «Книги о Чевостике»;
  3. Антон Нелихов и Андрей Атучин «Древние чудовища России»;
  4. Дэвид Маколи и Нил Ардли «Как всё устроено сегодня»;
  5. Иван Поммо и Кристоф Илла-Сомерс «Мы и наша история»;
  6. Доминик Воллиман и Бен Ньюман «Профессор Астрокот и его путешествие»;
  7. Стивен Бисти «Гигантский транспорт»;
  8. Фредерик Клеман «Метаморфозы»;
  9. Марк тер Хорст «Привет, Землянин!»;
  10. Анита Ганери, Филипп Стил «Отчего и почему».

А какие темы интересны вашему ребёнку? Мы с удовольствием познакомимся с вашей подборкой лучших книг для ребёнка 6–7 лет или предложим вам новые произведения для вишлиста.

Счастливого и увлекательного вам родительства!

Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».
Сказки.
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира
Песенки.
«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза.
В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни.
Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».

Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки.
А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

ФАКТЫ О ЧТЕНИИ
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо все, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Именно чтение выполняет не только ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, но и ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ функцию.

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». ( мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».