Кровля, крыша, монтаж, инструменты
Поиск по сайту

Как обжаловать постановления об административном правонарушении. Апелляционная жалоба по административному делу Сроки рассмотрения апелляционной жалобы по административному делу

Граждане обладают правом обжалования не только решений по гражданским и уголовным делам, но и по административным правонарушениям. Поскольку привлекать к административной ответственности могут должностные лица государственных органов, и суды (как мировые, так и районные), бывает трудно разобраться, куда и кому жаловаться на принятое решение.

В этой статье мы расскажем, как правильно составить апелляционную жалобу на решение по административному делу, куда ее направлять и каков порядок ее рассмотрения.

Все постановления обжалуются в суд

КОАП РФ предусматривает, что право вынесения постановления о признании виновным в совершении административном правонарушении принадлежит следующим субъектам:

  • должностным лицам . Например, инспектор ГИБДД вправе на месте совершения правонарушения вынести постановление об административном нарушении, где будут указаны: суть нарушения ПДД, статья КОАП РФ и наказание в виде предупреждения или штрафа. Такое постановление гражданин может обжаловать вышестоящему должностному лицу (начальнику ГИБДД по городу или области) и потом в суд, или сразу в суд (районный).
  • коллегиальным органом . Например, комиссией по делам несовершеннолетних – обычно, по правонарушениям, связанным с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей (к примеру, по 5.35 КОАП РФ). Решение комиссии, при несогласии с ним, нужно обжаловать в районный суд.
  • мировому судье . К примеру, к подсудности мирового судебного участка относятся такие нарушения, за которые возможно лишение водительских прав. Постановление мирового судьи обжалуется только в районный суд.
  • районному судье . Речь идет о правонарушениях общественного порядка, за которые предусмотрен административный арест – например, за распитие спиртных напитков в общественном месте, мелкое хулиганство. Постановление, вынесенное районным судом по таким правонарушениям, обжалуется в областной (краевой) суд, а в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) – в городской. Кроме того, районный суд рассматривает обращения граждан о несогласии с действиями государственных органов – УФМС, судебных приставов, Росреестра, налоговиков и т.д. Решение по таким делам выносятся в порядке КАС (Кодекса административного судопроизводства) и тоже могут быть обжалованы апелляционно.

Таким образом, все постановления, вне зависимости от того, кем они выносились, можно обжаловать в суд, при этом нужно учесть следующее:

  • если это несогласие с постановлением, которое изначально быть вынесено должностным лицом или коллегиальным органом, то в суд подается жалоба;
  • если вы обжалуете решение или постановление суда (мирового или районного), то это будет апелляционная жалоба, то есть обращение во вторую судебную инстанцию.

Подать апелляцию могут стороны – заявитель по административным искам или должностное лицо, чьи действия признаны незаконными; правонарушитель, которому суд назначил наказание и т.д.

Срок апелляционного обжалования по административным делам

Законом предусмотрены разные сроки в зависимости от сути решения, с которым не согласен автор жалобы:

  • 30 суток со дня получения копии решения по административному делу по жалобам на действия должностных лиц государственных органов. Важно понимать, что этот срок начинается именно со дня вручения копии, а не со дня, когда решение было провозглашено. В крайне редких случаях административному истцу копия полного решения выдается в день заседания, обычно судье необходимо время (по закону – до 5 дней) для изготовления документа в окончательной форме. Если в решении заявитель усмотрел некоторую неточность, но при этом с существом решения он согласен, в 30-дневный срок можно воспользоваться правом эту неточность исправить, не отправляя дело на апелляцию. К примеру, в решении неправильно указаны даты действий, которые были обжалованы заявителем – можно в месячный срок подать на имя судьи заявление с просьбой вынести дополнительное решение, в котором уже будут устранены ошибки. То же самое можно сделать для устранения неясностей – в случае, если стороне решение по каким-то причинам непонятно, можно обратиться с заявлением на имя судьи. После этого будет вынесено определение о разъяснений сомнений и неясностей.
  • 15 суток по аналогичным административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке – в тех случаях, когда имеется заявление о рассмотрении заявления без вызова сторон, только исследуя документы. Если другая сторона не направляет возражений против такого порядка, суд просто выносит решение и направляет его сторонам, при этом срок подачи апелляционной жалобы по такому административному делу сокращен вполовину (15 дней).
  • 10 дней на постановления об административном правонарушении и назначении наказания в соответствии с КОАП РФ. Период, в течение которого можно подать жалобу, существенно меньше, чем в предыдущих указанных ситуациях. Это связано с тем, что судебные постановления в рамках КОАП зачастую связаны с назначением гражданам административного наказания в виде ареста, и если правонарушитель с ним не согласен, то его доводы должны быть как можно быстрее рассмотрены вышестоящим судом, чтоб не допустить незаконного заключения. По этим же причинам законом предусмотрено немедленное направление таких материалов в апелляционную инстанцию – прямо в день поступления жалобы.
  • 5 дней на постановления, связанные с правонарушением в сфере избирательных прав граждан – например, когда имеет место привлечение к ответственности по ст. 5.46 КОАП РФ за подделку подписей избирателей.

Во всех перечисленных случаях срок по ходатайству заявителя можно восстановить, как это делается по уголовным или гражданским делам. К примеру, в качестве уважительной причины пропуска срока может стать тяжелая болезнь, длительное отсутствие в городе, иные объективные причины невозможности подать жалобу. В некоторых случаях причиной пропуска может быть позднее получение копии постановления суда:

В Красноармейский районный суд г. Саратова

Петрова Василия Андреевича,
проживающего в г. Саратов, ул. Волжская,
д. 10, кв.50, тел. 8899499484984

ХОДАТАЙСТВО
о восстановлении пропущенного срока апелляционного обжалования

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Красноармейского района г. Саратова от 28.06.2020 я был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КОАП РФ, с назначением наказания в виде 1 года 6 месяцев лишения права управлять транспортным средством.

Копию вышеуказанного постановления я до настоящего дня не получал, по моему заявлению она была мне вручена сегодня, о чем свидетельствует отметка и моя подпись в получении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3 КОАП РФ,

Восстановить попущенный срок апелляционного обжалования постановления МССУ № 1 Красноармейского района г. Саратова от 28.06.2020.

Исчислять срок с 30.07.2020 – то есть, со следующего дня после фактического вручения мне копии.

Петров В.А., 29.07.2020

Ходатайство может быть написано отдельно (как в нашем примере), а также отражено в самой жалобе. Вопрос о восстановлении срока по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрен вышестоящим судом, по делам об оспаривании действий должностных лиц и государственных органов в порядке КАС – первой инстанцией.

В том случае, если в удовлетворении ходатайства отказано, суд выносит об этом определение (например, если причины пропуска срока не признаны уважительными). В законодательстве напрямую не отрегулирован вопрос, можно ли обжаловать такое определение, но Верховный суд РФ дал разъяснения на этот счет: обжалование возможно по общим правилам (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 с последующими изменениями).

Как написать апелляционную жалобу

Как и любое обращение, жалоба должна содержать:

  • наименование суда, в который она адресована. Напомним, что при обжаловании постановлений мирового суда в качестве получателя указывать нужно районный суд, а при несогласии с решениями районного суда – областной.
  • необходимо указывать свои данные, адрес проживания и телефон, можно также отразить и электронный адрес. Если решением затронуты чьи-то права, можно указать заинтересованное лицо (например, если обжалуется решение по признании законными действий ИФНС, нужно указать это ведомство);
  • в тексте лаконично и понятно указать, какое решение было принято и почему вы с ним не согласны;
  • желание участвовать в разбирательстве во второй инстанции или, если это допускается, указать возможность рассмотрения проблемы без вашего участия, к примеру: «…. Прошу рассмотреть мою жалобу в мое отсутствие». Если суд придет к выводу о возможности разрешения ситуации без вашего присутствия, в упрощенном порядке, то других лиц тоже не будут вызывать.
  • просьбу о том, что необходимо сделать суду второй инстанции – отменить предыдущее решение, прекратить производство, изменить постановление.
  • если имеются дополнительные материалы, которые так или иначе подтверждают вашу позицию, их копии следует приобщать. Если вы ссылаетесь только лишь на доказательства, которые уже и так имеются в административном деле, приобщать их еще раз необходимости нет.
  • не забудьте поставить число и подпись. Апелляционную жалобу по делу об административном правонарушении может составить и подписать представитель, тогда нужно будет приложить копию доверенности на него.

Воспользуйтесь нашими образцами апелляционной жалобы по административному делу:

В Комсомольский районный суд г. Ангарска

Пивоваровой Анны Михайловны,
проживающей в г. Ангарске, ул. Зимняя, д. 10
тел. 891172727720

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
На постановление мирового судьи судебного участка № 3
Комсомольского района г. Ангарска от 26.06.2020

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Комсомольского района г. Ангарска от 28.06.2020 рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого я была признана виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ, назначен арест 7 суток.

По смыслу ст. 26.2 КОАП РФ, доказательствами являются фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица.

Мировой судья указала в своем постановлении, что представленные доказательства – протокол об административном правонарушении, объяснения очевидцев указывают на мою виновность в оставлении места ДТП, участником которого я являлась, то есть в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ.

Судом установлено, что Пивоварова А.М., то есть я, управляя технически исправным автомобилем Лада Гранта г/н 367 РПН, совершила столкновение с автомобилем Лада Веста г/н 545 АПН под управлением Куракина Е.Н. 24.06.3028, после чего я скрылась с места ДТП.

Судом не принято во внимание то, что повреждения, образовавшиеся на автомобиле Куракина Е.Н., носят незначительный характер и почти не видны, а я вообще не заметила столкновения, двигалась ровно по своей полосе.

В соответствии с требованиями ст. 1.5 КОАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого в административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По моему мнению, судом нарушены положения вышеуказанной нормы о презумпции невиновности. Кроме того, в соответствии со ст. 30.7 КОАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекращается при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство, предусмотренных ст. 24.5 КОАП РФ, в том числе и по основанию отсутствия состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1КОАП РФ,

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Комсомольского района г. Ангарска от 28.06.2020 отменить. Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ за отсутствием состава.

Пивоварова А.М., число, подпись.

Приведённый пример касается случаев, когда мировой судья выносит решение о привлечении к административной ответственности. На практике есть и другие ситуации: например, когда постановление об административном правонарушении выносится должностным лицом, однако гражданин не согласен и обжалует его в районный суд. Если суд признает законным постановление, у гражданина есть шанс добиться отмены решения апелляционной жалобой.

К примеру, вас привлекли по ч.1 ст.12.29 КОАП РФ за переход дороги в неположенном месте, назначили штраф в размере 500 рублей. Со штрафом вы не согласны и обжаловали его в районный суд, который ваши доводы во внимание не принял. Составляем апелляционную жалобу:

В Кировский областной суд

Плотникова Валерия Семёновича,
1966 г.р., проживающего в г. Киров,
ул. Вокзальная, д.50

Апелляционная жалоба

Постановлением Речного районного суда г.Кирова от 04.07.2020 моя жалоба на постановление инспектора ОБДПС ГИБДД по Кировской области об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.29 КОАП РФ и назначении штрафа в размере 500 рублей отклонена как необоснованная.

С постановлением суда я не согласен и прошу его отменить по следующим основаниям.

23.06.2020 я переходил дорогу на пересечении улиц Малышева и Мосфильмовской, был замечен инспектором ОБДПС ГИБДД Лугановым А.П., который и зафиксировал допущенное мною правонарушение по ч.1 ст.12.29 КОАП РФ. В то же время, я объяснил, что в тот день я плохо себя чувствовал и спешил в больницу на ул.Мосфильмовская,9, о чем свидетельствует выписка из истории болезни и приеме невропатолога от 23.06.2020.

Свою вину я не отрицаю, но считаю, что с учётом положений пункта 1 части 1 ст.4.2 КОАП РФ (раскаяние и полное признание вины), а также с учётом ч.2 ст.4.2 КОАП РФ, в соответствии с которой смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства (в моем случае - состояние здоровья), мне может быть назначено наказание в виде предупреждения.

Районным судом не приняты мои доводы во внимание. Кроме того, рассмотрение моей жалобы происходило в мое отсутствие, тогда как я не был извещён о дате судебного заседания.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.30.9 КОАП РФ,

Постановление Речного районного суда г.Кирова от 04.07.2020 об оставлении жалобы Плотникова В.С. на постановление инспектора ОБДПС ГИБДД по Кировской области об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.29 КОАП РФ от 23.06.2020, отменить как незаконное и необоснованное.

Направить материал об административном правонарушении в отношении Плотникова В.С. на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.

Плотников В.С., число, подпись

Отметим, что из-за длительности прохождения всех инстанций к моменту рассмотрения апелляцией дела срок давности привлечения к административной ответственности (по общему правилу, 2 месяца) может истечь. Данное обстоятельство не препятствует возвращению дела на новое рассмотрение, если вышестоящий суд придёт к выводу об отмене постановления.

Позиция Верховного Суда РФ такова, что даже при истечении срока привлечения судом должен быть решён вопрос о виновности правонарушителя.

Таким образом, если апелляционная жалоба будет признана обоснованной, производство могут прекратить за давностью, но при этом указать в постановлении о невиновности. Или, как вариант, вышестоящий суд может постановление отменить, направив на новое рассмотрение – тогда уже суд предыдущей инстанции самостоятельно установит наличие или отсутствие вины, но все равно прекратит дело.

Рассматривая жалобы на действия государственных органов, суды выносят решения в порядке Кодекса административного судопроизводства, которые тоже можно обжаловать в порядке апелляции. Еще один образец апелляционной жалобы, который может понадобиться при обжаловании решения суда по административному делу:

В Брянский областной суд

Административный истец:
Рябинин Александр Андреевич,
проживающего г. Брянск, ул. Адамова, д. 2

Административный ответчик:
Судебный пристав-исполнитель
межрайонного отдела УФССП России
по Брянской области Дмитриев К.А.

Заинтересованное лицо:
Петров А.К., проживающий в г. Брянске,
ул. Лесная, д. 34, кв. 9

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
на решение Фокинского районного суда от 05.07.2020
об оставлении административного искового заявления Рябинина А.А. без удовлетворения

Постановлением судебного пристава-исполнителя МО УФССП России по Брянской области Дмитриевым К.А. от 30.03.2020 возбуждено исполнительное производство в отношении должника Петрова А.К., взыскателем суммы в размере 300000 рублей являюсь я, Рябинин А.А. С указанной даты по настоящее время судебным приставом-исполнителем Дмитриевым К.А. не выполнено никаких действий по взысканию долга с Петрова А.К. Так, в нарушении требований ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», мое заявление о производстве ареста имущества должника и последующей принудительной реализации оставлено без внимания. Кроме того, до сих пор не установлено место работы Петрова А.К.

В этой связи мною в Фокинский районный суд г. Брянска было направлено административное исковое заявление о признании бездействия незаконным и обязании пристава произвести все необходимые действия в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве».

Решением Фокинского районного суда от 05.07.2020 мои доводы оставлены без внимания, в удовлетворении искового заявления мне было отказано.

Считаю, что мнение суда не соответствует требованиям законности и обоснованности, поскольку во внимание не приняты фактические обстоятельства, установленные в судебном заседании. Так, мною представлена копия заявления на имя пристава-исполнителя о необходимости выполнить действия по аресту имущества должника от 06.06.2020. В соответствии с частью 2 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», пристав обязан не позднее следующего дня принять решение об удовлетворении заявления взыскателя или об отказе в его удовлетворении. В нарушении указанной нормы закона, судебный пристав-исполнитель Дмитриев К.А. не принял какого-либо решения и не сообщил о нем мне как заявителю.

Поскольку указанные факты судом при вынесении решения от 05.07.2020 приняты во внимание не были, имеются основания, предусмотренные п.1 и п.3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ – отмена по основаниям:

  • неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
  • несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, установленных в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 295-310 КАС РФ,

решение Фокинского районного суда от 05.07.2020 об оставлении административного искового заявления Рябинина А.А. без удовлетворения отменить как незаконное, направить материалы дела в Фокинский районный суд для нового рассмотрения в ином составе.

Число, подпись, Рябинин А.А.

Перед тем, как подать апелляцию по административному делу, нужно внимательно проверить все, что указано в тексте: правильно ли адресована ваша жалоба, есть ли ваши контакты, оплачена ли госпошлина. В отличие от дел об административных правонарушений (госпошлина отсутствует), жалобы на решения судов относительно законности или незаконности государственных служб и органов в порядке КАС принимаются к рассмотрению при оплате госпошлины размером в 150 рублей (половина от той суммы, которая должна быть оплачена при подаче первоначального административного искового заявления).

Апелляционное рассмотрение

После того, как вы сдали свою апелляционную жалобу в суд (в тот, который выносил обжалуемое решение), начинается процедура назначения дела к слушанию: другой стороне и заинтересованным лицам направляются копии жалобы, они вправе подать возражения.

Например, по обжалованию постановления суда, связанное с административным правонарушением в области дорожного движения, может подать возражение представитель ГИБДД, по чьей инициативе правонарушитель признавался виновным. По делам об оспаривании действий должностных лиц – судебный пристав-исполнитель и должник, как в нашем предыдущем примере. Возражения могут подаваться и потерпевшим, если таковой имеется по делу.

В процессе подготовке судьей решаются и другие вопросы организационного характера:

  • есть ли основания для направления дела в другой суд по подведомственности – например, при обжаловании постановления мирового судьи одного района жалоба материалы направлены в районный суд другого района;
  • об истребовании дополнительных материалов, связанных с делом экспертиз, вызовом других лиц, опрос которых необходим для объективного рассмотрения;
  • есть ли основания для отказа в принятии жалобы по причине пропуска срока обжалования и при отсутствии ходатайства о его восстановлении.

При наличии всех необходимых материалов суд направляет дело в вышестоящую инстанцию в течение трех суток (по делам, где применен административный арест – в течении 1 дня). По делам об оспаривании действий государственных органов материалы направляются в областной (краевой) суд по истечение срока обжалования (то есть, спустя 1 месяц со дня вынесения решения).

Существуют разные сроки для рассмотрения апелляционных жалоб по административным делам:

  • по делам об оспаривании действий должностных лиц государственных органов (в порядке КАС) – 2 месяца со дня поступления жалобы в областной суд. Из этого общего правила есть исключения – например, по делам о нарушении избирательных прав жалобы рассматриваются не позднее дня, следующего за датой поступления материалов в канцелярию областного суда; по делам о депортации иностранного гражданина – в течение пяти дней; по материалам о принудительной госпитализации в психиатрический стационар – в течение одного месяца.
  • по делам об обжаловании постановлений нижестоящего суда, связанных с привлечением лиц к ответственности по КОАП РФ – 1 месяц со дня поступления дела в апелляцию (исключения – административные правонарушения, связанные с избирательным законодательством);
  • по жалобам на административный арест или выдворение – в течение 1 суток ;
  • по делам, когда принималось решение о приостановлении деятельности – в течение 5 суток .

Порядок рассмотрения апелляционной жалобы в основном, мало чем отличается от гражданского или уголовного судопроизводства.

О дне слушания все лица, которые имеют отношение к делу, извещаются повестками, в день судебного заседания проверяется их явка. Отсутствие кого-либо из вызванных не препятствует рассмотрению жалобы, если есть подтверждение об их надлежащем извещении. Чаще всего стороны направляют в адрес суда письменное заявление с просьбой рассмотреть жалобу в их отсутствие, решение прислать по почте.

Непосредственно в судебном заседании судом:

  • проверяются полномочия явившихся лиц (например, если участвует представитель по доверенности, она изучается на предмет соответствия законным требованиям о составлении, есть ли в перечне прав участие в апелляционных инстанциях, не истек ли ее срок);
  • участникам разъясняются права и обязанности – они стандартны для судопроизводства в целом – соблюдать регламент, на вопросы председательствующего отвечать стоя, задавать вопросы с разрешения суда, заявлять ходатайства и отводы и т.д.;
  • объявляется, какая жалоба и на какое решение (постановление) поступила, ее суть;
  • до сведения участников доводится содержание возражений, поданных другой стороной;
  • разрешаются ходатайства от участников (о приобщении дополнительных доказательств, документов, о допросе дополнительных свидетелей, об истребовании данных из государственных органов или назначении экспертиз);
  • слушаются пояснения сторон, исследуются материалы дела.

О тонкостях рассмотрения апелляционных жалоб смотрите на видео:

Следует знать, что по административным делам суд не связан только лишь пределами жалобы и изучает дело на предмет законности в целом. После проведения заседания судья удаляется в совещательную комнату, где принимает одно из следующих решений:

  1. Об оставление постановления нижестоящей инстанции без изменения (когда сделаны выводы о его законности, обоснованности и не подтвердились доводы апеллятора).
  2. Об изменении постановления об административном правонарушении, но только в том случае, если не ухудшается положение лица. Иными словами, суд вправе изменить вид наказания на менее суровый, но не вправе усилить: если первой инстанцией назначен арест на 5 суток, апелляция не вправе изменить наказание и назначить 10 суток.
  3. Об отмене постановления и о прекращении производства – например, при наличии данных о малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КОАП РФ.
  4. Если поступил отказ от апелляционной жалобы - о прекращении апелляционного производства. По административным делам об оспаривании действий государственных органов прекращение возможно при поступлении отказа от административного иска, признании иска ответчиком, а также при мировом соглашении.
  5. Об оставлении жалобы без рассмотрения – например, когда жалоба подана лицом, не имеющим на это права.
  6. Об отмене обжалуемого решения и направлении на новое рассмотрение – в тех случаях, когда судом второй инстанции не может быть принято одно из вышеперечисленных постановлений (например, когда необходимо усилить наказание или установить обстоятельства).

По общему правилу, копия решения вручается лицам 3-х суток со дня провозглашения, в дальнейшем может быть обжаловано в кассационном порядке.

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Общие положения

1. Что можно обжаловать?

Исходя из ст.30.1 , 30.9 , 30.10 , 30.12 КоАП РФ можно обжаловать:

1) Постановления по делу об административном правонарушении, не вступившие в законную силу;

2) Постановления по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу;

3) Последующие решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;

4) Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Кто имеет право на обжалование постановления по делам об административном правонарушении, не вступившего в законную силу?

Правом на обжалование обладают лица, указанные в ст.30.1 КоАП РФ , а именно:

1) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.25.1 КоАП РФ);

2) Потерпевший (ст.25.2 КоАП РФ);

3) Законные представители физического лица и юридического лица (ст.25.3 -25.4 КоАП РФ);

4) Защитник и представитель (ст.25.5 КоАП РФ);

5) Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1 КоАП РФ).

2.1. Обладает ли прокурор правом принесения протеста на постановление по делам об административном правонарушении (ПДАП)?

Да, в соответствии со ст.30.10 КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:

1) Не вступившее или вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении;

2) И (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление

2.2. Обладает ли лицо, уполномоченное законом составлять протокол об административном правонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП), вынесенного судьей?

Да, согласно ч.1.1 ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенное судьей, в вышестоящий суд. Но это право касается только постановлений, не вступивших в законную силу. Если постановление уже вступило в законную силу, то подобное право у такого лица отсутствует (ст.30.12 КоАП РФ).

3. Куда обжалуются постановления по делам об административном правонарушении, не вступившие в законную силу?

Все зависит от лица или органа, которым вынесено постановление (ст.30.1 КоАП РФ):

Судьей - в вышестоящий суд (например, мировой судья вынес постановление, обжалование осуществляется в районный суд);

Коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

Должностным лицом - вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо в районный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие - в гарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставлено право выбора, куда подавать жалобу.

Постановление (ПДАП), вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела;

Внимание!

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом.

3.1. Когда дело об оспаривании решения административного органа подведомственно арбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25 АПК РФ . К сожалению, на практике нет четкого понимания, какие все-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общей юрисдикции.

Частично ответ на вопрос о том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, дан в п.33 Постановления ВС РФ N 5 , а также в ответе на вопрос 10 Раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014).

В суд общей юрисдикции обжалуются постановления и решения по делам об административном правонарушении, если объективная сторона правонарушения направлена на нарушение или невыполнение норм законодательства в сфере:

а) санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

б) в области охраны окружающей среды и природопользования;

в) безопасности дорожного движения;

г) пожарной безопасности;

д) законодательства о труде и охране труда.

Судебная практика

Наличие статуса юридического лица само по себе не дает оснований для безусловного отнесения спора к подведомственности арбитражного суда (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2016
N Ф07-9555/2016 по делу N А56-23982/2016)


4. В какой срок обжалуется не вступившие в законную силу постановление (ПДАП)?

Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ , по общему правилу, срок на обжалование - десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Аналогичный срок закреплен и в ч.2 ст.208 АПК РФ .

Для дел, указанных в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ , (связаны с избирательным процессом) - пять дней со дня вручения или получения копии постановления.

Важно!

Пропуск установленного законом срока на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности либо отказ в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления административного органа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2015 N Ф01-6271/2014 по делу N А39-1552/2014) или жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Внимание!

В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогии положения п.1 ст.165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение о том, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Например, уклонение от получения корреспонденции или халатное отношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому, что постановление по делу об административном правонарушении суд посчитает врученным привлеченному к ответственности лицу в установленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу N А19-619/2015)

5. Может ли быть восстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?

Да, такой срок согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.

Такое ходатайство может как содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельного документа, как следует из смысла ч.2 ст.30.3 КоАП РФ .

В ходатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должно содержаться:

а) указание на причины, которые послужили причиной пропуска срока;

б) просьба восстановить срок.

Ходатайство рассматривается судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядке гл.30 КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подает ходатайство.

Судебная практика

Рассмотрение ходатайства в отсутствии заявителя, который не был надлежащим образом извещен о рассмотрении ходатайства, будет расценено как существенное нарушение процессуальных прав заявителя и повлечет за собой отмену определения об отказе в восстановлении срока (см., например, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2016 N 4а-1461/2016 по делу N 12-565/2016)

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч.4 ст.30.3 КоАП РФ).

Возникает вопрос: можно ли обжаловать определение суда о восстановлении пропущенного срока? Данное определение не создает препятствий для движения дела, не лишает заинтересованных лиц права на обжалование принятого по делу судебного акта, потому, если иное не предусмотрено законом, не подлежит обжалованию. В частности, такая позиция встречается в системе арбитражных судов. Например, АС округа отметил, что выраженное в соответствующем судебном акте определение суда о восстановлении процессуального срока обжалованию не подлежит (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012 по делу N А56-24343/2011).

6. Какие причины могут посчитать уважительными для восстановления срока подачи жалобы на постановление (ПДАП), а какие нет?

Судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, оценивает уважительность причины пропуска, исходя из обстоятельств пропуска и длительности пропуска (срока пропуска), а также насколько причина пропуска препятствовала обжалованию постановления. Как правило, такими причинами могут стать процессуальные нарушения извещения лица о рассмотрении дела и вынесении постановления, недоставка корреспонденции по вине организации связи, тяжелая болезнь или длительная командировка гражданина или ИП и т.п. Наиболее трудно восстановить срок для обжалования юридическим лицам.

Что касается перечня причин, то такого исчерпывающего перечня нет из-за многообразия ситуаций на практике.

Например, суды не признали уважительными причинами пропуска:

- кадровые перестановки в организации (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2016 N Ф07-405/2016 по делу N А21-3432/2015);

- получение корреспонденции работником, а не руководителем организации (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.12.2014 N Ф02-4844/2014 по делу N А19-19571/2013);

- отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 13АП-16064/2016 по делу N А56-8153/2016);

- нахождение ответственного за обжалование лица на "больничном" (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 N 13АП-10112/2016 по делу N А21-9235/2015);

- болезнь, если она не лишает возможности обжаловать постановление и лицо было уведомлено надлежащим образом о вынесении постановления по делу (Определение Московского городского суда от 24.11.2016 по делу N 7-14657/2016);

- первоначальное обращение с жалобой к вышестоящему лицу или в вышестоящий орган, поскольку такое обращение не препятствует одновременному обращению с жалобой в суд (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14492/2016);

- смена места жительства, если соответствующие органы, участвующие в рассмотрении дела, не были уведомлены о смене адреса (Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 N 1-ААД16-1).

Суды посчитали причины уважительными:

- незначительное время пропуска (два дня) (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А33-2698/2010). Между тем это скорее исключение, чем правило;

- судья, установив, что жалоба неподведомственна для рассмотрения данным судом, вопреки требованиям ч.4 ст.30.2 КоАП РФ возвратил жалобу заявителю, из-за чего срок был пропущен (Постановление Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 5-АД16-49);

- отсутствуют доказательства вручения копии постановления законному представителю юридического лица либо получения его по почте (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2010 по делу N А15-390/2010);

- суд общей юрисдикции принял решение по делу, которое в дальнейшем было отменено в связи с неподведомственностью спора СОЮ (Решение АС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2011 по делу N А56-24343/2011, оставлено в силе Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012);

- ошибка в исчислении срока на обжалование судьей - от даты вынесения постановления, в то время как надо от даты вручения или получения копии (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14774/2016);

- в постановлении отсутствует разъяснение порядка обжалования (Постановление Верховного Суда РФ от 03.10.2016 N 74-АД16-10).

6.1. Восстанавливает ли пропущенный срок суд общей юрисдикции, если ранее заявление было подано в арбитражный суд, который вынес определение о неподведомственности дела арбитражному суду?

На данный вопрос нет однозначного ответа, т.к. все зависит от обстоятельств дела.

Например, если:

а) заявление в арбитражный суд подано в пределах срока на обжалование;

б) заявление в СОЮ подано сразу после оглашения арбитражным судом резолютивной части определения о возврате заявления в связи с неподведомственностью дела суда;

то высока вероятность восстановления пропущенного срока. По крайней мере, есть положительное решение Верховного Суда РФ в схожих обстоятельствах. (Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2015 N 9-АД15-8).

Однако, немало и отрицательных примеров, когда суды отказывали в восстановлении срока (и чаще всего отказывают). Подробнее см. разъяснения к "Шаг 2" второго раздела данного материала.

7. Что выносится по итогам рассмотрения жалобы на постановление (ПДАП)?

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Важно: если по результатам рассмотрения жалобы принят акт, озаглавленный иначе, чем решение, это может быть расценено на нарушение процессуальных требований рассмотрения жалобы и послужить основанием для отмены такого акта (см., например, Постановление Тамбовского областного суда от 15.09.2016 по делу N 4А-216/2016: подана жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, судья районного суда по результатам рассмотрения вынес постановление, а не решение, что повлекло отмену областным судом такого постановления).

8. Можно ли обжаловать решение, принятое по жалобе на постановление (ПДАП), и если да, то какие лица обладают таким правом?

Да, такое решение может быть обжаловано. Согласно ст.30.9 КоАП РФ правом на обжалование обладают лица, которые имеют право обжаловать само постановление (ПДАП) - см. ответ на вопрос 2.

Кроме того, правом на обжалование решений обладают:

а) должностное лицо, которое выносило обжалуемое постановление;

б) руководитель коллегиального органа и органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, - если постановление выносилось таким органом.

Прокурор также согласно ч.1 ст.30.10 КоАП РФ обладает правом принесения протеста на решения, принятые по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении.

9. В какой орган обжалуются решения по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении?

Решение обжалуется в порядке, установленном в ст.30.9 КоАП РФ , а именно, если решение вынесено:

Судьей - то в вышестоящий суд;

Вышестоящим должностным лицом или вышестоящий органом - в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

10. В какой срок может быть обжаловано решение по жалобе на постановление (ПДАП)?

В соответствии с ч.3 ст.30.9 КоАП РФ для обжалования решений установлены сроки, аналогичные срокам в ст.30.3 КоАП РФ , а именно в течение десяти суток со дня вручения или получения копии жалобы. А по делам, указанным в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ , (избирательный процесс) - в течение пяти.

В случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен по ходатайству лица, пропустившего срок (см. ответы на вопросы 6-8).

Важно!

Если жалоба рассматривалась арбитражным судом, то согласно ч.5 ст.211 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Принесение протеста прокурора осуществляется в такие же сроки (ч.1 ст.30.10 КоАП РФ).

11. Можно ли обжаловать постановления (ПДАП) и решения по жалобам на постановления, если они вступили в законную силу. Какие лица обладают правом на такое обжалование и куда подается соответствующая жалоба/протест и в какие сроки?

Да, согласно ст.30.12 КоАП РФ решения по жалобам на постановления и сами постановления (ПДАП), вступившие в законную силу, могут быть обжалованы.

Важно!

Для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) последующих решений по жалобам на такие постановления не имеет значения, обжаловалось ли такое постановление или решение в ином порядке, поскольку КоАП РФ в ст.30.12 -30.19 не выдвигает подобного условия.

Таким правом обладают лица, указанные в ответе на вопрос 2, т.е. те лица, у которых изначально есть право на обжалование постановления (ПДАП), а также (ст.30.12 КоАП РФ):

а) должностное лицо, вынесшее постановление, - вступившее в законную силу решение по результатам жалобы или протеста прокурора на постановление (ПДАП);

Лариса, судя по базе К*, за подобные задержания вполне взыскивают.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.01.2014 по делу N 33-420/2014

В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, УФК по Иркутской области, требуя взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., расходы на оплату услуг защитника в размере <данные изъяты>., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.
В обоснование требований указал, что <дата изъята> постановлением мирового судьи 13 судебного участка Свердловского округа г. Иркутска он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного ареста на срок <данные изъяты>. <дата изъята> решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Грубейшее нарушение конституционных прав и свобод причинило ему моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях от незаконных действий сотрудников правоохранительных органов и назначенного ему наказания в виде административного ареста на <данные изъяты>. Глубочайшее унижение он испытал от действий сотрудников ОП-1 УМВД России по г. Иркутску, связанных с административным задержанием. Эти страдания имели продолжительный характер в связи с длительным промежутком времени незаконных действий, продолжительными разбирательствами в суде. Причиненный моральный вред истец оценил в <данные изъяты>.

Взысканы с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу В. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>., расходы, понесенные по делу об административном правонарушении, в размере <данные изъяты>, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>

Полагает, что размер взысканной компенсации морального вреда не отвечает требованиям разумности, определен судом без учета характера и степени нравственных переживаний В.

В пункте 27 названного Постановления указано, что требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

В. содержался в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке УВД по г. Иркутску до суда, <дата изъята>, о чем в деле имеется соответствующая справка.

Таким образом, представленными истцом доказательствами подтверждается факт незаконного привлечения В. к административной ответственности в виде административного ареста и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, то есть в связи с его невиновностью в совершении административного правонарушения.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста затронуто такое личное неимущественное право В., как право на честное имя и достоинство личности, в результате незаконного привлечения к административной ответственности В. в течение <данные изъяты> находился в спецприемнике УВД по г. Иркутску, в условиях изоляции от общества, его право на свободу передвижения было ограничено, он был лишен возможности вести привычный для него образ жизни, общаться с родственниками и друзьями, что, безусловно, причинило ему нравственные страдания.
Данные обстоятельства, правомерно определены судом основанием для удовлетворения в силу ч. 1 ст. 1070 ГК РФ требований о возмещении морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, а именно: факта незаконного привлечения истца к административной ответственности в виде административного ареста, степен

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

КАС РФ Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

3. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

3) сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску;

4. Составление мотивированного решения суда осуществляется по правилам, установленным статьей 177 настоящего Кодекса. Если по окончании судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), в судебном заседании объявлена только резолютивная часть решения суда, мотивированное решение суда об отказе в удовлетворении соответствующего административного иска должно быть составлено судом в день принятия данного решения в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.

5. Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса.

6. Копии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направляются им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, а по административному делу, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) и рассмотренному до дня проведения публичного мероприятия или в день его проведения, незамедлительно после изготовления данного решения вручаются или направляются указанным лицам с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий.

7. В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены. Суд также может направить копии данного решения в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию или вышестоящим в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим лицам.

8. Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.

9. В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

10. В случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица. Если невозможно опубликовать решение суда в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, это решение должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Если гражданин привлечен к административной ответственности, у него есть право обжаловать подобное решение, и о том, как это сделать, а также какой образец жалобы лучше использовать – прямо сейчас.

Подобные случаи наступают в достаточно большом количестве ситуаций, которые прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Там же указывается общий порядок, который может использовать человек с целью обжалования того или иного решения, кажущегося ему несправедливым. Информация об этом содержится в 30 главе кодекса (статьи с 30.1 по 20.8 включительно ).

Вне зависимости от того, какое именно нарушение произошло и было зафиксировано представителями полиции, сама процедура его документального фиксирования и соответственно, начало рассмотрения состоит из 2 этапов:

  1. Сначала органы возбуждают дело о совершенном гражданине административном правонарушении. Этот этап сопровождается составлением специального протокола.
  2. Затем дело рассматривается, в результате чего происходит оформление и вступление в силу постановления по нему.

Между этими двумя документами есть существенные правовые отличия, которые рассматриваются далее.

Протокол о правонарушении

По факту произошедшего полиция обязана составить протокол. По сути, этот документ только фиксирует ситуацию (инцидент) ровно с точки зрения представителей власти. Сам гражданин не обязан соглашаться с протоколом, поэтому у него есть право выбора. Если он не возражает, автоматически признается его согласие. Если же он возражает по существу этого документа, имеет право отразить свою позицию в письменном виде, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

Таким образом, протокол:

  • не предъявляет гражданину никаких обвинений;
  • соответственно, он не может быть обжалован – поскольку никаких претензий на данном этапе к человеку не предъявляется;
  • более того – в этом документе сам гражданин может выразить несогласие и попросить внести эти сведения в его текст.

В документе всегда отражаются следующие сведения:

  1. Дата, место составления.
  2. ФИО, должность лица, которое составляет документ.
  3. Подробное описание правонарушения и обязательная отсылка на конкретную статью/статьи КоАП.
  4. Сведения о нарушителе – ФИО, дата рождения, пол, паспортные данные.

Стандартный бланк протокола представлен ниже.

Постановление о правонарушении

  1. Протокол и дело рассматриваются вышестоящим должностным лицом – начальником или заместителем начальника местного отдела МВД. По итогу рассмотрения сотрудник составляет постановление.
  2. Документ вместе с другими доказательствами, если таковые есть, передается в суд, и далее именно решение суда будет иметь правовые последствия для нарушителя.

Именно постановление об административном правонарушении и является прямым обвинением гражданина в инциденте, соответственно, можно вести речь о том, как обжаловать именно этот документ.

Таким образом, постановление:

  • констатирует факт правонарушения административного характера;
  • обвиняет в содеянном;
  • понуждает понести определенную ответственность – штраф, административный арест и др.

Этот документ имеет юридическую силу, т.е. нарушитель обязан исполнить его предписание и, например, оплатить штраф. Тем не менее, именно на этом этапе гражданин имеет право составить жалобу определенного образца, не согласившись с изложенными доводами по административному правонарушению.

Разумеется, в некоторых случаях постановление может иметь и оправдательный характер, но подобные ситуации возникают гораздо реже, нежели документы с констатацией нарушения.

Мнение эксперта

Соболев Дмитрий

Следует позаботиться о том, чтобы обязательно получить копию постановления на руки – именно этот документ послужит основным доказательством для всех последующих правовых процедур по обжалованию.

Сроки обжалования

В большинстве случаев право обжаловать решение составляет 10 календарных дней с того дня, который следует за днем вступления постановления в силу.

Однако в силу определенных уважительных причин такой срок может быть восстановлен даже при обращении, например, спустя месяц:

  • болезнь нарушителя;
  • тяжелая болезнь его близкого родственника, ребенка, из-за чего ему пришлось ухаживать за ним;
  • пожары, землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия;
  • форс-мажорные события: грабеж, нападение, кража в квартире и т.п.

Во всех случаях решение о восстановлении сроков принимает вышестоящее лицо – например, начальник отдела МВД или вышестоящая структура МВД (или суд). Обязанность доказать факт уважительной причины лежит на гражданине – он должен принести документы из больницы, справки из полиции и т.п.

Порядок обжалования

Имеется несколько вариантов для подачи жалобы. При этом можно самостоятельно выбрать любой из них, даже не обращаясь в промежуточную инстанцию. Например, если предполагаемый нарушитель не желает обжаловать дело через органы МВД, он может сделать это и через суд. Если же он подает жалобу одновременно и в МВД, и в суд, значит, дело будет рассматриваться именно в суде.

В целом есть 3 способа обжалования:

  1. Обращение в орган МВД или к конкретному должностному лицу, которое стоит выше по положению относительно сотрудника, принявшего постановление о правонарушении.
  2. Обращение напрямую в суд, если гражданин считает, что такая мера более эффективная.
  3. Наконец, самый крайний вариант в подобных ситуациях – это обращение в прокуратуру, т.е. орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства представителями полиции. Подобную возможность можно задействовать в тех случаях, когда сроки обращения истекли или же результат обращения в МВД не устроил гражданина.

Таким образом, можно обратиться в полицию или сразу в суд. С другой стороны, по результатам расследования законности вынесенного постановления из полиции можно обратиться в прокуратуру или же идти дальше в суд. Наглядно все эти пути решения представлены на схеме.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Даже ошибка гражданина при определении подведомственности исключает риск того, что жалоба не будет рассмотрена. Таким образом, если, например, иск был подан в другой суд, орган обязан переслать жалобу в другую инстанцию в течение 3 рабочих дней. Гражданин получит об этом уведомление по почте.

Обращение в органы МВД

С точки зрения простоты, это наиболее оптимальный вариант, поскольку:

  • дело рассматривается очень быстро;
  • не предполагается уплаты государственной пошлины.

С другой стороны, и результативность подобной меры невелика – в большинстве случаев вышестоящий орган МВД или должностное лицо соглашается с принятым постановлением, а доводы гражданина не признает обоснованными.

Тем не менее, попробовать задействовать этот путь вполне можно. Для этого гражданин обращается:

  1. К должностному лицу, имеющему более высокое положение относительно сотрудника, принявшего постановление о правонарушении (например, начальник отдела МВД).
  2. В вышестоящий орган МВД – например, Управление МВД по Омской области.

Во всех случаях необходимо предоставить:

  • копию постановления;
  • свой паспорт;
  • жалобу на постановление об административном правонарушении, образец которой рассмотрен ниже;
  • по возможности – документы, которые подтверждают вашу позицию (например, письменные свидетельские показания).

Далее возможны 2 варианта – вышестоящий сотрудник либо соглашается с доводами гражданина, либо отклоняет их . В любом случае выносится соответствующий документ, новое постановление, копия которого получается на руки гражданином. Ее нужно обязательно сохранить, чтобы использовать в качестве доказательной базу в ходе дальнейшего рассмотрения дела в суде, в вышестоящем органе полиции или в прокуратуре.

Обращение в суд

При обращении в суд необходимо представить те же самые документы, однако к ним прилагается еще и исковое заявление, которое составляется в произвольной форме. Последовательность обращения в данном случае такая:

  1. Сначала нужно пойти в мировой суд по месту своей регистрации (а при нахождении в другом регионе – в ближайший).
  2. Затем можно обжаловать отрицательное решение суда в районном суде.
  3. Далее он может обжаловать решение районного суда в областном или краевом (в зависимости от названия конкретного региона).
  4. Наконец, последняя инстанция – это Президиум субъекта и Верховный Суд.

В данной ситуации также не предполагается оплаты государственной пошлины, т.е. в любом случае для гражданина процедура обжалования полностью бесплатна . К тому же суд будет работать не более 15 календарных дней после того дня, как были поданы все необходимые документы.

Таким образом, суд может вынести один из видов решения по делу:

  1. Отрицательный вариант состоит в том, что его жалоба остается без удовлетворения, а постановление признается законным, и никаких изменений в него не вносится. Т.е. после такого решения, если не будет дальнейшего обжалования, гражданин обязан выполнить требования постановления – штраф, административный арест и т.п.
  2. Изменение постановления. В таком случае закон стоит всегда на стороне гражданина – т.е. сила административного наказания не может увеличиться относительно той, что предполагалась изначально в соответствии с постановлением. Таким образом, изменение всегда может быть только положительным – например, снижение суммы штрафной выплаты.
  3. Постановление может быть отменено, а дело возвращено на новое рассмотрение – в тот же отдел МВД, где и началась процедура.
  4. Или же постановление отменят, но вернут дело на рассмотрение в ниже стоящую судебную инстанцию, если гражданин изначально обращался именно туда.
  5. Наконец, постановление могут отменить и признать его неправомерность. Т.е. гражданин освобождается об административной ответственности, постановление утрачивает силу.

Мнение эксперта

Соболев Дмитрий

Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Если суд займет вашу сторону, вы вправе требовать привлечения должностного лица к ответственности за превышение им полномочий, а также возможную компенсацию материального или морального ущерба. Все дальнейшие действия осуществляются по инициативе гражданина и только в судебном порядке.

Образец жалобы 2018

Наконец, важно понять, как правильно составить жалобу, каким образцом воспользоваться, чтобы обжаловать постановление об административном правонарушении, по которой есть разногласия.

Вне зависимости от того, по какому поводу произошло задержание, т.е. какая именно статья КоАП нарушена с точки зрения полиции, необходимо придерживаться общего образца, который включает в себя:

  1. Указание судебной инстанции или ФИО, должность вышестоящего сотрудника МВД (или прокуратуры), которому подается жалоба для рассмотрения.
  2. Указание на постановление – номер, дата.
  3. Описательная часть, в которой прописывается подробно факт инцидента – о том, кто, когда и на каком основании составил постановление, какой вид нарушения допущен с точки зрения полиции (со ссылкой на статью КоАП). По сути, в этой части, можно переписать основное содержание протокола или постановления.
  4. Просительная часть – т.е. непосредственно просьба об отмене постановления.
  5. Приложения – документы, которые прилагаются к жалобе. В обязательном порядке это копия постановления и по желанию предполагаемого нарушителя – любые документы, которые с его точки зрения смогут доказать правоту позиции. Например, письменные показания свидетелей, записи камеры мобильного телефона и т.п.
  6. Дата, подпись, расшифровка подписи.