Кровля, крыша, монтаж, инструменты
Поиск по сайту

"Что-то с памятью моей стало". Почему ухудшается память и что с этим делать

Если задаться вопросом, а что же будет считаться нормой по ухудшению памяти и потере, то вы ни за что не ответите на него, ведь для каждого человека существует свой порог. Кстати говоря, предела у памяти нет. Есть такое понятие, как суперпамять, когда человек способен запоминать даже самые мельчайшие детали увиденного или услышанного, всего, с чем они когда-либо имел дело.

В серьезных изданиях и официальных справочниках память называют, в первую очередь, не только физиологическим явлением, но и культурным, способностью хранить и накапливать жизненный опыт. Её делят на две категории: кратковременную и долговременную, и их соотношение у каждого человека значительно различается. Например, если вы обладатель долговременной памяти, то, скорее всего, запоминание материала дастся вам нелегко, правда, спустя годы вы его с легкостью воспроизведете. Если же все наоборот, то все, что нужно, вы запомните, буквально мгновенно, но через неделю уже и не вспомните то, что когда-то знали.

Причины ухудшения памяти

Чтобы их было проще понять, причины ухудшения памяти разделили на несколько составляющих:

  1. Те, которые связаны с поражением головного мозга, например черепно-мозговая травма, его онкологические заболевания и ;
  2. Связанные с ухудшением работоспособности других не менее важных органов;
  3. Другие неблагоприятные факторы, такие, как нарушение сна, постоянные стрессы, резкий переход к другому образу жизни, повышение нагрузок на работу головного мозга, особенно на память.
  4. Хроническое злоупотребление алкоголем, табакокурением, седативными лекарственными препаратами и тяжелыми наркотиками.
  5. Изменения, связанные с возрастом.
Лечение ухудшения памяти у взрослых.

Человек живет и даже не задумывается о памяти, пока не столкнется с ухудшением памяти, например, с забывчивостью и плохим восприятием информации, уменьшением объемов восприятия. Любой незначительный процесс может поставить в работе вашей памяти жирную точку.

Видов нашей памяти очень много: есть зрительная, двигательная, слуховая и другие. Кто-то хорошо запоминает, если слышит материал, а кто-то, если видит. Кому-то проще написать и запомнить, а кому-то представить. Вот такая разная бывает наша память.

Наш мозг подразделен на зоны, каждая из которых отвечает за какую-то функцию. К примеру, за слух и речь – височные отделы, за зрение и пространственное восприятие – затылочно-теменные, за движения рук и речевого аппарата – нижнетеменные. Есть такая болезнь – астереогнозия, которая возникает при поражении как раз таки нижнетеменной области. При её развитии человек перестает ощущать предметы.

В настоящее время научно установлено, что гормоны играют не последнюю роль в процессах нашего мышления и памяти. Эстроген, тестостерон и другие компоненты улучшают обучение, усвоение нового материала, развитие памяти, окситоцин же действует наоборот.

Заболевания, приводящие к нарушению памяти

Проблемы с памятью возникают на почве различных заболеваний. Например, чаще всего виновниками выступают черепно-мозговые травмы, из-за которых постоянно появляются жалобы на ухудшение памяти, причем это зависит от серьезности нанесенной травмы. Также, при черепно-мозговых травмах возникает различно рода : ретроградная и антероградная. При этом пострадавший не помнит ни как получил эту травму, ни того, что было до этого. Бывает, что все это сопровождается галлюцинациями и конфабуляциями, то есть ложными воспоминаниями, которые засели в мозгу человека и были придуманы им самим. То есть, например, на вопрос, что он делал позавчера, пациент скажет, что был в опере, выгуливал собаку, но на самом деле он все это время находился в больнице, потому что очень болен. Галлюцинации же – это образы того, чего не существует.

Одной из самых распространенных причин нарушения функциональности памяти является нарушение кровообращения головного мозга. При сосудов возникает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга, что является основным провокатором развития острого нарушения мозгового кровообращения. Любой из видов развивается в зонах головного мозга, и, поэтому к ней полностью прекращается приток крови, что очень сильно нарушает их функционирование.

Похожие симптомы ухудшения памяти, проявляются и при , одним из осложнений которого является поражение сосудов, их уплотнение и закрытие. Все эти факторы в дальнейшем приводят к поражению не только головного мозга, но и остальных немаловажных органов.

Такие очень известные заболевания, как воспаление оболочек мозга – и воспаление вещества мозга – , отражаются на всей работе этого органа. А возникают они из-за поражения различными вирусами и бактериями. Хорошо еще, что эти заболевания при своевременном обращении в больницу излечимы.

Правда, такое не скажешь о заболеваниях, передающихся по наследству, одним из которых является болезнь Альцгеймера. Чаще всего она встречается у людей пожилого возраста 70-80 лет и характеризуется снижением интеллекта и потеря памяти вплоть до потери ориентации на местности. Начинается она незаметно, но как только вы заметите, что ухудшается память и внимание начало снижаться – обратитесь к врачу, ведь это может быть именно она. Человек не помнит последних событий, начинает грезить прошлым, становится трудным и эгоистичным человеком, над ним царит апатия. Если ему не предоставить нужное лечение, то он полностью перестанет ориентироваться, не узнает свою семью и даже не сможет произнести какое сегодня число. По медицинским исследованиям установлено, что в основном Альцгеймер передается по наследству. Она не излечима, но если пациенту предоставить нужное лечение и уход, то её процесс будет протекать без последствий и осложнений, тихо и ровно.

Ухудшиться память может и из-за заболевания щитовидной железы, то есть из-за нехватки йода в организме. У человека появится склонность к полноте, апатии, депрессивному состоянию, раздражительности и отекам мышц. Чтобы этого избежать, нужно правильно питаться, употреблять больше йодсодержащих продуктов, морепродукты, хурму, морскую капусту, твердый сыр и, конечно, молочные продукты и орехи.

Но не всегда забывчивость стоит приравнивать к заболеваниям памяти, ведь иногда человек осознанно хочет и старается забыть тяжелые моменты его жизни, неприятные и трагические события. Это своеобразная защита человека, и этого не стоит пугаться.

Когда человек вытесняет из памяти неприятные ему факты – это репрессия, когда считает, что ничего не происходило – это отрицание, а когда свои отрицательные эмоции он вымещает на другом объекте – это замещение, и всё это основные механизмы защиты человеческого разума. К примеру, после неприятностей на работе, муж приходит домой и вымещает свою раздражительность и злобу на любимой жене. Считать такие случаи проблемами с памятью можно только тогда, когда это происходит постоянно, изо дня в день. К тому же, забытые отрицательные эмоции, которые вы не высказывали, а подавили в себе, в конечном итоге превратятся в и длительную .

Перед тем, как начать лечить ухудшение памяти , нужно сперва понять, какая болезнь вызвала этот процесс. Лекарственные препараты желательно применять только по назначению врача, но ни как ни самостоятельно.

Могут применяться физиотерапевтические методы, например электрофорез с введением через нос препарата глютаминовой кислоты.

Для пациентов с ухудшением памяти также успешно применяется психолого-педагогическое лечение. Педагог помогает и заново учит больного запоминать, при этом в процесс участвуют только здоровые зоны головного мозга. К примеру, если пациент не может запомнить произнесенные вслух фразы, то, если он мысленно представит этот образ, сможет запомнить хоть целый текст. Правда, это очень долгий и трудоемкий процесс, работа над собой, которая подразумевает не только запоминание с помощью других возможностей, но и доведение этого приема до автоматизма, когда пациент уже не будет задумываться, как ему это сделать.

Резкое ухудшение памяти – это вовсе не болезнь, а предупреждающий симптом, говорящий о том, что у вас есть другое, более серьезное заболевание, которое стоит выявить и начать лечить. Тем более, это мешает человеку жить полноценной жизнью и отделяет его от общества, ухудшает адаптивные свойства и функции.

Если у вас выявили нарушения памяти, то медики, скорее всего, выпишут вам ноотропные препараты, которые вы будете принимать. Например, препарат из новой серии лекарств, принадлежащий группе ноотропов – Ноопепт . В его состав входят важнейшие для организма человека аминокислоты – дипептиды, которые, воздействуя на нейроны коры головного мозга, помогают восстановить память и улучшить концентрацию внимания. Этот лекарственный препарат действует на все стадии восстановления и улучшения памяти: на начальную обработку информации, её обобщение и извлечении. Также он повышает устойчивость организма человека к таким поражающим факторам, как алкоголь, наркотики, табак, повреждения головы и различные травмы.


После более серьезных повреждений (черепно-мозговая травма, инсульт, коматозное состояние и т.п.), которые могут вызвать частичную или полную потерю памяти, врачи всецело отдают предпочтение оригинальному ноотропному медикаменту Глиатилин. Дело в том, что в отличие от других препаратов, благодаря своей фосфатной форме, Глиатилин быстрее проникает в головной мозг, лучше усваивается и не вызывает серьезных побочных действий. Также в состав Глиатилина входит холина альфосцерат, который улучшает состояние центральной : обеспечивает нормальную передачу нервных импульсов, положительно влияет на пластичность мембран нейронов, а также на функции рецепторов. Помимо этого, холина альфосцерат оказывает нейропротекторное действие и ускоряет процесс восстановления клеток мозга после повреждений вызванных естественным путем или в результате механических воздействий внутри, или снаружи организма. Стоимость Глиатилин в аптеках (14 капсул по 400 мг.) от 700 рублей.

На видео: Улучшение памяти и внимания. Как восстановить и улучшить память?

К какому врачу обратиться при ухудшении памяти

Если вы заметили у себя или своих близких симптомы ухудшения памяти , похожие на описанные выше, то вам следует обратиться к , нейропсихологу или терапевту, которые проведут специальные обследования. Если вы не хотите дожидаться врачебного вердикта, то можете начать действовать сами. Уже давно известно, что основная причина жалоб – это не нарушение памяти, а обычное отсутствие должного внимания, когда доносимая информация запоминается мимолетно и не воспринимается всерьез. Такие проявления невнимания обычно свойственны уже пожилым людям, хотя, конечно, встречаются и у молодых. Чтобы побороть этот синдром, нужно постоянно работать над собой и тренироваться, фокусируя свое внимание на важных деталях, записывая события, ведя дневник и научившись вести подсчеты в уме.

Этот метод очень популярен и дословно описан в книге американского профессора Лоуренса Катца . По его словам, данные методики активизируют работу всех отделов мозга, развивают память, внимание и творческое начало .

Вот некоторые из описанных в книге упражнений по улучшению памяти:

  1. Привычные дела нужно выполнять с закрытыми глазами, а не с открытыми;
  2. Если вы левша, то выполняйте все дела правой рукой, если же правша – то наоборот, например, если вы писали, чистили зубы, гладили, рисовали левой рукой, то начните это выполнять правой, уверяем, вы сразу почувствуете результат;
  3. Выучите шрифт Брайля, то есть систему чтения для слепых или же постигайте азы языка жестов – это вам пригодится;
  4. Печатайте на клавиатуре с помощью всех пальцев обоих рук;
  5. Научитесь какому-нибудь виду рукоделия, например вязанию или вышивке;
  6. Говорите на незнакомых языках и учите их как можно больше;
  7. Различайте монеты на ощупь и определяйте их достоинство;
  8. Читайте о том, чем никогда не интересовались.
  9. Ходите в новые места, заведения, театры, парки, знакомьтесь с новыми людьми, больше общайтесь.

Вот в принципе и все, что вам нужно знать о коварном ухудшении памяти, лечении и симптомах этого заболевания. Соблюдайте эти правила, знайте как улучшить память и будьте здоровы!

Презентация на тему “Расстройства памяти и интеллекта”

Данная статья размещена исключительно в общих познавательных целях посетителей и не является научным материалом, универсальной инструкцией или профессиональным медицинским советом, и не заменяет приём доктора. За диагностикой и лечением обращайтесь только к квалифицированным врачам.

Понятия “нормальной памяти” не существует. Под нормой здесь может подразумеваться совокупность информации, которую в нормальных условиях конкретный человек способен держать в голове. Не существует верхних границ памяти, хотя и существуют люди с суперпамятью, которая способна фиксировать мельчайшие нюансы всех событий и вещей, однако это встречается довольно редко.

Память – это способность получения, хранения и воспроизведения информации, которую конкретный человек получает на протяжении жизни. При этом необходимо понимать, что в понятие памяти вкладывается как физиологическая, так и культурная основа.

Человеческая память может делиться на долговременную и кратковременную. Соотношение данных разновидностей памяти у всех людей индивидуально: при преимущественной долговременной памяти человеку сложно дается обучение, но зато выученная информация остается с ним навсегда, а при краткосрочном варианте все наоборот – выученное на лету после воспроизведения мгновенно забывается.

Все это не вызывает каких-то вопросов на протяжении жизни, если в какой-то определенный момент память не начинает ухудшаться. Забывчивость также бывает различных видов, каждый из которых по-разному воздействует на запоминание различной информации.

Причины ухудшения

Причин ухудшения памяти множество, однако все они подразделяются на возрастные изменения, те причины, которые связываются с поражением мозга, такие, которые возникают из-за различных болезней других органов, последствия интоксикационных процессов и те, что возникают, благодаря внешним негативным факторам.

К причинам, связанным с непосредственным поражением самого мозга как органа человека, причисляют черепно-мозговые травмы, острое нарушение кровообращения или инсульт, различные онкологические проблемы в данном органе. К внешним факторам, неблагоприятно сказывающимся на состоянии памяти, относятся недостаточный сон, различные стрессы, перемены в жизненных условиях, усиление мозговой нагрузки. Под хроническими интоксикационными процессами, вызывающими забывчивость, следует понимать состояния, которые провоцируются в человеческом организме алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, злоупотреблением транквилизаторами и прочими фармакологическими препаратами.

Человеческая память напрямую зависима от различных модальностей. Модальность может быть зрительной, слуховой, двигательной. Модальности также могут сочетаться в разных пропорциях между собой. Это определяет то, каким образом конкретному человеку проще запоминать информацию. Кто-то предпочитает учить что-либо, произнося информацию вслух, кому-то проще запоминать прочитанное, кто-то обязательно должен увидеть страницу с текстом или графикой, в которой заключен материал. Различные отделы человеческого мозга ответственны за разные функции, связанные с запоминанием. Отделы в области висков отвечают за слуховое восприятие речи или звуков, затылочно-теменная зона – за пространственное и зрительное восприятие. В левом полушарии зрительное восприятие акцентируется на буквенном и предметном, а в правом – на оптико-пространственном, цветовом и лицевом. Нижнетеменная зона ответственна за функциональность рук и речевого аппарата, что приводит при ее поражении к астереогнозии, то есть невозможности определения предмета наощупь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушается именно тот вид памяти, который свойственен определенной пострадавшей зоне человеческого мозга.

Современные исследования обладают множеством доказательных фактов в отношении теории о том, что гормональный фон во многом воздействует на мыслительный процесс и запоминание. Положительно на данные процессы могут влиять такие гормоны, как тестостерон, вазопрессин, эстроген, пролактин. Гормоны способствуют преобразованию краткосрочной памяти в долгосрочную, однако не все. Например, окситоцин, наоборот, значительно ослабляет процесс запоминания информации, вызывая возникновение забывчивости у женщин при грудном вскармливании и после родов.

Патологии, ухудшающие память

Наиболее частыми заболеваниями, которые значительно ослабляют процесс запоминания, являются черепно-мозговые травмы. Более опасны глубокие и обширные травмы, поскольку их тяжесть прямо пропорциональна процессу запоминания. При черепно-мозговых травмах у людей частыми явлениями выступают ретроградная и антероградная амнезия, характеризующиеся забыванием не только события, при котором произошла травма, но и тех, что предшествовали либо последовали следом за ней. Также черепно-мозговым травмам свойственно возникновение галлюцинаций и конфабуляций. Под галлюцинациями понимаются ложные события и образы, которых в реальной жизни быть не могло (естественно, и не было). Конфабуляции представляют собой ложные воспоминания, которые подкидывает память больного человека. Так, при возникновении конфабуляций, пациент может на вопрос о действиях в прошедшем дне ответить, что посещал театр, а на самом деле он лежал в больничной палате, поскольку был травмирован.

Ухудшение памяти очень часто происходит и по причине нарушенного кровообращения головного мозга пациента. При атеросклеротических сосудистых изменениях в мозге уменьшается приток крови к различным мозговым отделам, что и провоцирует ослабление памяти. В современном мире атеросклероз перестал быть заболеванием престарелых людей и все чаще диагностируется у достаточно молодого населения. Атеросклероз также провоцирует развитие острого нарушения кровообращения в мозге. Данное заболевание, известное как инсульт, может затрагивать различные мозговые зоны, перекрывая кровяной ток к ним частично либо в полном объеме. Функционал таких зон грубо нарушается, страдает все, в том числе и память.

Сахарный диабет обладает аналогичными воздействиями на процессы запоминания информации. Осложнением сахарного диабета может выступать ангиопатия – заболевание, проявляющееся в утолщении сосудистых стенок до того уровня, когда мелкие сосуды полностью перестают функционировать из-за перекрытия, а крупные значительно сужаются, замедляя кровоток. Кровообращение в данном случае нарушается в каждом органе и системе человеческого организма, включая и головной мозг. А любое нарушение кровообращения в мозге приводит к нарушению функции памяти.

При нарушении функции запоминания можно делать вывод о возможном возникновении заболеваний в щитовидной железе, которые характеризуются недостаточным количеством вырабатываемых ею гормонов – гипотиреозом. Гормоны щитовидной железы содержат в себе до 65% йода. При данном заболевании наряду с ухудшением памяти происходит увеличение веса, возникает депрессия, отечность, апатия, раздражительность, мышечный тонус становится очень слабым. Профилактировать йододефицит необходимо соответствующей диетой, содержащей обязательно йодированную соль, молочные продукты, морскую рыбу, морскую капусту, орехи, хурму, твердые сорта сыров.

Воспалительный процесс в мозговых оболочках (менингит) и в веществе головного мозга (энцефалит) значительно влияет на работу всего мозга в целом. Наиболее частыми причинами энцефалитов и менингитов являются нейротропные вирусы и бактерии. Терапия данных заболеваний весьма успешна, если они своевременно выявлены, однако ухудшение памяти может остаться у человека в качестве последствий заболевания.

Хуже всего поддаются терапевтическим методикам дегенеративные болезни головного мозга, например, . При данной патологии память постепенно, но уверенно снижается, приводя, в итоге, и к снижению интеллектуальных способностей пациента. Худшей ситуацией является состояние, когда человек перестает ориентироваться в пространстве, не способен заниматься самообслуживанием. Болезнь Альцгеймера свойственна пожилым людям после 70-80 лет. Протекает она медленно, постепенно, и на начальных этапах совершенно незаметно. Признаками патологии выступают пониженное внимание и сбои памяти. Последние произошедшие с ним события пациент начинает забывать, а если о них настойчиво спрашивать, он начнет их подменять воспоминаниями из прошлого. Все это накладывает отпечаток и на характер пациента, приводя к усилению эгоизма, возникновению повышенной требовательности, капризности, апатичности.

Если такие заболевания своевременно не начать лечить, человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, он не знает текущей даты, места, где он находится, не понимает, что нужно делать при возникновении естественных потребностей. Современная медицина считает болезнь Альцгеймера наследственной, при отсутствии лечения она в определенный момент резко прогрессирует, однако, если ее лечить, протекание ее замедляется и является достаточно легким.

Однако ухудшение памяти далеко не всегда связано с поражением мозга, очень часто человек сам пытается забыть неприятности и страхи, применяя психологические механизмы защиты, которых очень много. При частом применении данных механизмов со стороны может создаться впечатление, что человек страдает расстройствами памяти, однако это не так. Такие «забытые» эмоции и состояния плохо воздействуют на нервную систему, приводя к агрессивности, неврозам и прочему.

Лечение ухудшения памяти

Лечить ухудшение памяти можно только после того, как будет установлена причина данного процесса. Лекарственные средства должны назначаться исключительно врачами, как правило, это некоторые ноотропные средства, такие как:

  • Глицин;
  • Пирацетам;
  • Билобил;
  • Пантогам;
  • Аминалон.

Курсовое лечение данными средствами достаточно длительное, оно всегда закрепляется приемом мультивитаминных комплексов. Иногда врачи назначают пациентам и физиопроцедуры. При снижении памяти эффективно работает процедура электрофореза с интраназальным введением глютаминовой кислоты (препаратов на ее основе). Педагогико-психологические корректировочные методики также эффективно влияют на восстановление памяти при ее снижении – педагоги учат пациентов запоминать, тренируя непораженную функциональность мозга. При невозможности запоминать пациентом произнесенные вслух слова, его учат представлять зрительный образ того, о чем было сказано, и тогда запоминание становится реальным. Сложность и длительность процесса обучения кроется в том, что важно не просто научить человека прибегать к неповрежденным связям и параллелям головного мозга, но и довести данный процесс до автоматизма.

Ухудшение памяти снижает социальные навыки человека, может свидетельствовать о развитии других патологий, являясь плохим прогностическим симптомом. Занимаются лечением патологий, связанных с ухудшением памяти, неврологи, нейропсихологи, терапевты. Однако важно понимать, что очень часто в случаях, когда пациенты жалуются на ухудшение памяти, они на самом деле страдают ухудшением внимания. Такое положение вещей характерно для школьников и людей пожилого возраста. Происходит это по причине недооценивания повседневной информации, поступающей человеку. Справиться с рассеянностью и нарушениями внимания достаточно сложно, поскольку люди редко осознают, что в этом кроется проблема, даже если говорить им об этом прямо. Выходом из данной ситуации является постоянная работа над собственным восприятием информации – тренировка внимания и памяти путем фиксации на бумаге сведений, записи их в электронные устройства и прочее.

Тренировать функционирование мозга можно по американской методике профессора Лоуренса Катца, способствующей активизации мозговой деятельности, созданию ассоциативных новых связей, задействующей различные мозговые отделы. Упражнения данной методики включают в себя несколько практик. Специалист говорит о том, что необходимо стараться выполнять привычные работы с закрытыми глазами. Правшам рекомендуется начать выполнять ряд повседневных задач (чистить зубы, расчесывать волосы, пользоваться наручными часами) левой рукой, левшам – наоборот. Важно освоить хотя бы азы языка жестов и шрифта Брайля (письмо и чтение для людей с патологиями зрения), научиться работать на клавиатуре компьютера при помощи всех 10 пальцев на руках. Рекомендуется изучить с нуля любой прикладной вид рукоделия, чтобы развивать моторику пальцев. Наощупь необходимо тренироваться различать монеты различного номинала. Важно постоянно познавать что-то новое и пытаться приложить это к собственной жизни – учить новые языки, читать статьи на непонятные для себя темы, знакомиться с разными людьми, путешествовать, открывать новые места. Все эти нехитрые упражнения отлично тренируют мозговую деятельность, а значит, и память, поэтому обеспечат нормальное самосознание на долгое время.

Профилактические меры

Профилактировать нарушения памяти также можно довольно эффективно. Не стоит ждать, когда забывчивость начнет докучать и придется искать причины ее возникновения среди различных заболеваний. Лучше с молодого возраста вести определенный образ жизни, чтобы даже в глубокой старости оставаться в «твердой памяти». Все рекомендации, приведенные ниже, помогут сохранить не только память, но и здоровье в целом в отличном состоянии, о чем организм отблагодарит своего хозяина не раз за жизнь.

Правильное и полноценное питание является залогом не только долголетия, прекрасного самочувствия, но и отличной памяти. Наиболее нежелательными продуктами в данном контексте можно считать жирные, сладкие и соленые. Положительное влияние на психику и работу мозга в целом оказывает потребление корицы, имбиря, настойки гинкго билоба и витамина Е.

Регулярные занятия спортом отлично сказываются не только на фигуре. При этом тренажерный зал, таскание тяжестей и изнурительные тренировки совершенно не способствуют сохранению функциональности мозга. Для его активной многолетней работы, а значит, и для памяти, рекомендованы неспешные прогулки на свежем воздухе, повышающие скорость циркуляции крови и ее поступления в головной мозг, а также ежедневная утренняя гимнастика, запускающая процессы метаболизма в организме.

Отказ от вредных привычек – алкоголя и сигарет – влечет за собой укрепление защитных функций организма, предотвращает возможности токсических отравлений, поэтому в итоге приводит к сохранению памяти. Также для тренировки запоминания важно постоянно пытаться что-то разучивать, играть в логические игры – шашки или шахматы, учить языки.

Независимо от причин, из-за которых память начала страдать и ухудшаться, важно обязательно обратиться за медицинской помощью при первых симптомах такого процесса. Иногда забывчивость является ситуативной и не несет в себе угрозы амнезии, иногда необходимы занятия у психолога, иногда – медикаментозная терапия. Ежегодно диагностических методик становится все больше, главное при этом – не терять времени и заниматься собственной памятью с самых ранних лет.

2. В 2017 году решением экзаменационной комиссии при частном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации медицинских кадров» допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности рентгенология.

Опыт работы: терапевт – 18 лет, врач-рентгенолог – 2 года.

Рассеянность – это вещь приобретаемая, а не наследственная, поэтому от нее можно избавиться, приложив некоторые усилия. Специалисты дают практические советы, что делать при плохой памяти и рассеянности. Воспользовавшись ими, рассеянность можно побороть, «положить на лопатки».

Что же такое рассеянность?

Классическое рассеянное состояние характеризуется блуждающим вниманием, отвлекающим человека от важных, приоритетных дел или планов. Такое состояние проявляется в следующем:

  • трудность или даже невозможность длительно сосредоточиться на одном предмете или теме. Внимание как будто пространно блуждает от объекта к объекту;
  • отсутствие концентрации в ощущениях и мыслях, они смутны и неопределенны;
  • бессилие и расслабленность;
  • безразличие и незаинтересованность происходящим;
  • скука.

Нарушенное внимание и память очень избирательно, неустойчиво и отличается малым объемом.

Понять причину

Гарантия победы в любой битве — знать врага в лицо. Поэтому и в нашем случае, задаваясь вопросом, как победить рассеянность, для начала нужно понять, из-за чего память может притупляться. Одна их причин – это лень, нежелание сосредотачиваться на деле, которое не хочется выполнять. Следующие причины возникновения плохой памяти: однообразная монотонная деятельность, хроническое недосыпание, физическое и умственное истощение . Все это может послужить началу невнимательности. Если ничего не делать для своевременного решения эти проблемы, она может развиться в патологическую рассеянность. Еще одним основанием является психологическое заболевание , причиной которого может быть поражение мозга. В этом случае нужно медицинское лечение.

Необходимость лечения

Лечение рассеянности зависит от степени этого расстройства.

  1. Внутренние факторы. Органическое поражение мозга. Необходимость клинического лечения.
  2. Внешние факторы. Переутомление или болезнь.

В первом случае невнимательность рассматривается как психическое расстройство, которое может даже протекать с полным отключением памяти. Чаще всего такое случается по причине депрессии или тревожного расстройства. При этом диагнозе назначается медикаментозное лечение, прописываются антидепрессанты или ноотропные препараты. Параллельно оказывается помощь психолога по проработке эмоциональных ситуаций, если таковые имеются.

«Порхающее» внимание

Второй тип расстройства внимания не требует серьезного медицинского лечения. Его можно назвать «порхающим» вниманием. Оно свойственно подростковому контингенту и людям преклонных лет. Такой вид невнимательности наблюдается у переутомленных или ослабленных болезнью людей. Их неспособное к порхает, как бабочка, переключаясь с темы на тему.

У обычных людей такого типа носит временный характер при условии борьбы с такой невнимательностью и причин, ее вызывающих. На эту патологию влияет временное понижение подвижности нервных процессов. В случае клиники такое происходит из-за мозгового кислородного голодания или церебрального атеросклероза. Чаще всего это происходит у людей старшего возраста.

«Как избавиться от рассеянности и плохой памяти? Что делать?» — часто задаваемый вопрос встревоженных пациентов, который они адресуют психологам. Их волнует, серьезное ли это заболевание, нуждается ли в лечении, и как бороться с рассеянностью. Часто такой тип невнимательности проявляется в невозможности концентрироваться и затруднении переключения внимания с предмета на предмет или с одного вида деятельности на другой. Такой тип не нуждается в серьезном лечении рассеянности. Причиной может быть элементарное физическое, эмоциональное или умственное переутомление. В этом случае ясно, что нужно делать. Просто дать организму отдохнуть, возможно, даже на время сменить обстановку.

Самостоятельная профилактика

Вот несколько советов, как бороться с рассеянностью, как не допустить ее критического состояния, когда уже приходится прибегать к лечению. Рассеянности нужно объявлять войну. Дети нуждаются в этой сфере в помощи родителей. Людям, склонным к рассеянности, необходимо понимать, что с этой слабой областью нужно работать.

  • Научиться жить обдуманно и не спеша. Часто природой рассеянности является суета и торопливость.
  • Следить за ходом мыслей, последовательны ли они; их нужно организовывать, останавливая суетливость в голове и направляя ход мыслей в одно русло.
  • Нужно научиться одновременно заниматься только одним делом. Это — дисциплина.
  • Бороться с привычкой жить автоматически. Приучать себя планомерно класть вещи на свое место.
  • Запоминать трудные слова легче с помощью образных подсказок по ассоциации. Также не лениться делать
    «напоминалки», которые помогут жить более организованно, сохраняя приоритеты важности дел.
  • Не перегружать мозг; давать себе короткие паузы, чтобы ни о чем не думать.
  • Развивать наблюдательность, переводя взгляд от себя — на внешнее, устанавливая контакт с окружающим миром.
  • Нужна бдительность, когда приходит ситуация спешки, беспокойства, стресса. Сознательно говорить «стоп» панике или суете, успокаивать разум и выбирать правильный выход.

Все получится

Если есть трудность наблюдать за собой, и рассеянность не подлежит самоконтролю, то стоит обратиться к врачу для назначения индивидуального лечения рассеянности.

Ответственность каждого человека — следить за своим образом жизни: умению ли я отдыхать, не ленюсь ли в тренировке своей памяти и внимания, развиваю самоконтроль?

Для более эффективного результата важно выяснить индивидуальную и постараться разобраться с ней вместо того, чтобы «воевать» со следствием проблемы. Тогда все получится.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа . Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа . Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа . Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за , постоянных , а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. . Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования . Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови , при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы ;
  • проведение с допплером ;
  • (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов (ВП);
  • проведение .

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Способность сохранять и восстанавливать в сознании прежний опыт, переживания и впечатления - важнейшая функция человеческого мозга. Фактически память - это сам человек. Расстройства пямяти значительно ухудшают качество жизни, и каждый из нас хотел бы сохранить эту высшую психическую функцию на долгие десятилетия. Но не всё зависит от желания человека. Нарушения памяти могут возникать в любом возрасте. Расстройства бывают количественными или качественными. В первом случае происходит выпадение отдельных фрагментов, во втором - возникает путаница из реальных воспоминаний разного времени и воображаемых.

Виды проблем с памятью

Память человека - это комплекс сложных механизмов психики, который, несмотря на внушительный объём исследований, остаётся загадкой для учёных. До сих пор им не удалось определить конкретные участки головного мозга, отвечающие за работу памяти. Традиционно считается, что память является встроенной частью единого психического аппарата, а не отдельной записывающей машиной.

Память обеспечивает фиксацию, хранение и воссоздание различных фактов, знаний и умений.

Степень запоминания отдельно взятого человека определяется совокупностью факторов, таких как побуждение (стимул), эмоциональная составляющая, концентрация внимания, индивидуальные свойства психики. Даже незначительное нарушение способности к запоминанию сопряжено с ощутимым дискомфортом.

В нашем мозге отсутствует специализированный участок, отвечающий сугубо за функцию памяти

Основные виды нарушений памяти перечислены ниже:

  1. Амнезия. Провалы в памяти относительно недавних важных событий или фрагментарные воспоминания. Потеря памяти в этом случае часто бывает временной. Восстановление воспоминаний происходит в хронологическом порядке. События, предшествующие амнезии, чаще всего утрачиваются памятью навсегда. Виды:
    • диссоциативная амнезия - утрата воспоминаний об эмоционально травмирующих событиях, относится к разновидностям природных свойств памяти, вытесняющих болезненные воспоминания в сферу бессознательного; воспоминания возможно восстановить с помощью работы с психоаналитиком или благодаря гипнозу;
    • ретроградная амнезия - потеря фрагментов памяти на события, произошедшие непосредственно перед травмой черепа;
    • антероградная амнезия - утрата воспоминаний, следующих за травмой или стрессом;
    • фиксационная амнезия - неспособность запоминания и воспроизведения текущих событий, совпавших с травмой.
  2. Гипомнезия. Врождённое или приобретённое прогрессирующее ухудшение памяти. Снижение способности к запоминанию и воспроизведению цифровых, терминологических данных, названий, имён. У пожилых людей характеризуется постепенной утратой воспоминаний от настоящего к прошлому.
  3. Гипермнезия. Патологически гипертрофированная способность к запоминанию, часто относящаяся к определённым видам или формам памяти (запоминание излишних деталей, информации, не несущей смысловой нагрузки и т. д.).
  4. Парамнезия. Качественное искажение памяти, для которого характерны ложные или спутанные воспоминания разных времён, а также событий реальных и выдуманных. Виды парамнезий:
    • конфабуляция - ложные воспоминания или комбинации реально имевших место событий с вымышленными, когда больной повествует о ранее будто бы совершённых поступках, достижениях, несуществующем богатстве или преступных деяниях;
    • псевдореминисценция - путаница воспоминаний, когда больной замещает забытое недавнее событие фактами, что имели место в далёком прошлом;
    • криптомнезия - подмена собственных воспоминаний сведеньями, полученными из книг или других информационных источников, приписывание себе чужих идей творчества (невольный плагиат);
    • эхомнезия - восприятие происходящего как ранее уже пережитого в реальности или во сне, в качестве продолжения этих событий;
    • палимпсест - выпадение из памяти фрагментов происходившего во время алкогольного опьянения.

Причины расстройств памяти

Бывают совершенно разные причины для ухудшений памяти. Наиболее распространённые включают: синдром хронической усталости, психическое истощение, травмы головы, возрастные изменения, старческие деменции, алкогольную зависимость, токсические отравления организма, дефицит микро- и макроэлементов. Конкретные причины более характерны для тех или иных возрастных категорий.

У детей

Расстройства памяти у детей могут быть вызваны врождёнными или приобретёнными состояниями. К первым относится задержка или неполное психическое развитие, ко вторым - проблемы с запоминанием информации, амнезия как следствие получения травмы, психической болезни, перенесённой комы.

Фрагментарные нарушения памяти в детском возрасте чаще всего обусловлены совокупностью ряда факторов, включая нездоровую психологическую атмосферу в семье или дошкольном/школьном учреждении, хроническую повышенную утомляемость (иногда по причине частых респираторных инфекций), недостаточное поступление в организм витаминов и макроэлементов.

В молодом и среднем возрасте

Во взрослом возрасте причин для расстройства памяти также достаточно. Начиная с хронического стресса на работе и в семье, оканчивая серьёзными неврологическими заболеваниями (идиопатический синдром паркинсонизма) и поражением головного мозга (энцефалит). Связаны с частичной утратой функции памяти и психические болезни, в их числе - неврозы, депрессивные расстройства, шизофрения.

Существенное влияние на функцию памяти оказывает поражение сосудов головного мозга и недостаточность его кровообращения. Сюда можно отнести заболевания эндокринной системы (диабет, дисфункция щитовидной железы), сосудов, хронически повышенное АД.

У пожилых

В старости основная часть расстройств памяти связана с нарушением мозгового кровообращения в результате возрастного износа сосудистой системы. Метаболический процесс в нервных клетках также терпит негативные изменения. Одна из наиболее распространённых причин серьёзных проблем с памятью у возрастных пациентов - болезнь Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - нейродегенеративное заболевание, которое постепенно поражает различные аспекты памяти

Естественный процесс старения сопровождается снижением остроты памяти, но происходит это достаточно плавно. В первую очередь пожилому человеку становится всё сложнее запоминать недавние события. При этом память на далёкое прошлое может сохраняться весьма ясной, старик помнит давно происшедшее в деталях. Участившаяся забывчивость нередко провоцирует страх и неуверенность в себе у людей в летах, а также тревогу и даже депрессивные состояния.

Как бы там ни было на ухудшение запоминаемости предъявляют жалобы не менее половины людей после 65 лет. Тем не менее немолодые люди нечасто сталкиваются с ощутимым дискомфортом благодаря медленному протеканию процесса старения. При резком и стремительном ухудшении памяти высок шанс на развитие старческой деменции, если вовремя не предприняты спасительные меры.

Симптомы при ухудшении памяти

Симптомы, которые вызывают подозрение на проблемы с запоминанием и могут расцениваться как проявления ухудшения когнитивной (познавательной) функции, включают:

  • снижение концентрации внимания (неспособность сосредоточиться и зафиксировать внимание на теме или объекте более или менее продолжительное время);
  • снижение способности переключения внимания (чрезмерная фиксация на одной теме и повторяющийся возврат к ней после короткого отвлечения);
  • состояние заторможенности;
  • систематические нарушения повседневного распорядка дня;
  • признаки апатии или депрессивного состояния (потеря аппетита, суицидальные настроения).

Диагностика при проблемах запоминания

Диагностику нарушений памяти проводит невропатолог. Существуют различные диагностические методики для выявления нарушений памяти. Важно понимать, что всё они стандартизированны, а свойства памяти у каждого индивидуума имеют свои особенности. Понятие нормы является довольно условным. Но очевидные нарушения определить с помощью ниже приведённых методов более, чём реально.

Сначала врач предлагает пациенту просмотреть набор из нескольких десятков карточек с изображениями разных предметов. Просмотр карточек осуществляется довольно бегло, после чего испытуемый должен назвать максимальное число предметов, которые он смог запомнить, в хаотичном порядке. Оценив процент правильных ответов, врач делает вывод о состоянии памяти пациента. Если пациенту удалось запомнить около 2/3 всех изображений (например, 20 из 30), то такой результат соответствует норме и с памятью у человека проблем не имеется.


Диагностика образной (визуальной) памяти проводится при помощи карточек с изображениями

Затем пациенту может быть предложен второй набор карточек, с которым потребуется проделать аналогичные действия. Резкие различия в результатах выявят сниженную способность концентрации внимания и запоминания (мнестическая функция).

Подобным образом проверяется не только зрительная, но и слуховая память, только картинки не показывают, а озвучивают вслух изображённые на них предметы. Если пациенту удалось воспроизвести около 60–70% информации, это говорит об отличном результате.

Ещё один метод проверки памяти - это перечисление не связанных между собой слов в определённой последовательности (2–4 повтора). Пациента просят озвучить запомнившиеся слова сразу после теста и через 30 минут. Фиксируются правильные ответы, по которым можно сделать выводы о степени внимания испытуемого. Аналогично могут использоваться искусственные слова, лишённые смысловой нагрузки. Если пациенту удалось запомнить более половины из 10–20 слов, то его функция запоминания соответствует норме.

При подозрениях на серьёзные органические нарушения, связанные с сосудами головного мозга, применяются диагностические методы нейровизуализации: КТ или МРТ. Магнитно-резонансная томография, как метод выбора при подозрении на болезнь Альцгеймера, выявляет характерные признаки дегенеративного процесса в мозге:

  • снижение количества серого вещества;
  • увеличение полости желудочков мозга;
  • обнаружение включений (бляшек) на стенках артерий.

Принципы коррекции и лечения в зависимости от причин

Методы лечения и коррекции когнитивных расстройств напрямую зависят от установленного диагноза. Нарушение мозгового кровообращения - острое и хроническое - возникают как следствие заболеваний сердца и сосудистой системы. Следовательно терапия в этом случае нацелена на борьбу с такими патологиями, как сердечные болезни, гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга.

В условиях развития атеросклероза, который оказывает влияние на объём движения крови по сосудам, необходимо назначение препаратов, препятствующих образованию тромбов (Клопидогрел, Ацетилсалициловая кислота).

Если установлено, что у человека значительно превышены показатели , не корректирующиеся с помощью диеты, то необходим приём препаратов, снижающих уровень липидов, или жиров (Аторвастатин, Симвастатин).

Важно устранить факторы, снижающие кровоснабжение головного мозга, такие как курение, малоподвижный образ жизни, избыточный вес, сахарный диабет.

Состояние недостаточности кровоснабжения головного мозга опасно гибелью клеток в результате сужения или закупорки мелких сосудов. В этом случае уместно назначение нейропротекторной терапии. Такое лечение обеспечивается специальной группой препаратов под названием ноотропы. Эти лекарственные средства повышают устойчивость головного мозга к разнообразным вредным воздействиям, таким как избыточная нагрузка или кислородное голодание. Они представлены нейропротекторами и ноотропами прямого действия. К первым относятся такие группы лекарств:


Ноотропные средства прямого действия включают:


Натуральным растительным средством, обладающим ноотропным действием, считается экстракт гингко билоба. Препараты на основе этого растения обладают выраженным эффектом, нормализующим кровообращение головного мозга. Настойки женьшеня и лимонника китайского применяют для общего поднятия сосудистого тонуса при склонности к пониженному АД.

Комбинации ноотропов с антидепрессантами или успокоительными средствами назначаются при сопутствующей дисфункции со стороны вегетативной нервной системы. В этом случае показано обследование эндокринной функции с целью выявления возможных нарушений в работе щитовидной железы.

Ноотропные средства применяют в лечении расстройств памяти различного происхождения, но обязательно в комбинации с терапией основного заболевания.

Как тренировать память

Человеческий мозг, как и мышцы нашего тела, нуждается в постоянных тренировках для поддержания когнитивных функций на должном уровне. Здоровому человеку достаточно уделять всего 5 минут в день упражнениям на развитие памяти.

Один из наиболее доступных и эффективных методов тренировки памяти и мышления - решение арифметических задач. Начать можно с простых примеров:

  • 487–93 =?
  • 235:5 =?
  • 27*6 =?

Решать примеры и задачки необходимо в уме, не используя вспомогательные электронные девайсы. Математические вычисления ускоряют функции мышления и анализа. Размышляя над арифметическими задачками, вычисляя проценты скидок в сезон распродаж, подбивая сумму чека без калькулятора, мы тем самым обеспечиваем хорошую тренировку нашему мозгу.


Специальные техники позволяют с лёгкостью запоминать слова, цифры, пиктограммы, тренировать воображение

Отличным упражнением для памяти является запоминание случайных чисел, номеров телефонов, совокупности предметов, слов, не связанных между собой по смыслу. Для облегчения задачи можно выстраивать различные ассоциативные ряды, которые помогают логически группировать те или иные слова, символы. Например, цифра 0 (ноль) визуально напоминает яйцо, цифра 1 - свечу, 4 - парусник, а 8 - снеговика. В графическом изображении таких слов или цифр могут использоваться различные цвета. Запомнить не только символ, но и его цвет - задача более сложная, не для новичков.

Коррекция образа жизни

Состояние памяти, особенно с возрастом, во многом определяется генетическими данными, включая склонность к определённым заболеваниям, таким как деменция по альцгеймеровскому типу. Но не менее важную роль играет образ питания и способ жизни. Ниже приведено несколько научно обоснованных советов, позволяющих поддерживать свои когнитивные способности в любом возрасте:

  1. Ограничьте употребление сладкого. Большое количество сахара в рационе может стать причиной различных проблем со здоровьем, в том числе ухудшения когнитивной способности мозга. У людей, регулярно злоупотребляющих сладкими напитками и кондитерскими изделиями, уменьшается объём мозга, в частности, участка, ответственного за кратковременную память. Сократив количество вредных углеводов, можно улучшить не только состояние памяти, но и общее здоровье.
  2. Принимайте диетические добавки на основе рыбьего жира. Полиненасыщенные жирные кислоты (эйкозапентаеновая кислота омега-3 и докозагексаеновой кислота), которыми богат рыбий жир, защищают сердце от заболеваний, вызванных избыточным повседневным стрессом и тревогой; снижают воспалительную реакцию в организме. Согласно клиническим исследованиям, длительный - не менее года - приём концентрированных добавок рыбьего жира значительно улучшает состояние оперативной и эпизодической памяти у людей после 65 лет с умеренным когнитивным расстройством.
    Рыбий жир содержит полиненасыщенные жирные кислоты, которые защищают наше сердце, сосуды и мозг
  3. Займитесь практикой медитации. Техники медитации отлично снимают напряжение и расслабляют. По некоторым данным, практикование медитативных техник повышает объём серого вещества, содержащего нейроны. Возрастные изменения приводят к уменьшению серого вещества в мозге, что негативно влияет на функции познания и памяти. Психические упражнения обостряют краткосрочную память и улучшают показатели визуально-пространственной рабочей памяти в любом возрасте.
    Регулярная практика медитации повышает объём серого вещества в мозге в любом возрасте
  4. Нормализуйте массу тела. Как демонстрируют многие клинические исследования, ожирение существенно повышает риск снижения когнитивной деятельности. Любопытно, что ожирение фактически может стать причиной генетических изменений, связанных с функцией памяти. Избыточный вес также неизменно приводит к инсулинорезистентности и росту уровня , что становится причиной диабета 2 типа. Ожирение относится к существенным факторам риска развития деменции по альцгеймеровскому типу.
  5. Тренируйте внимательность и осознанность. Самоосознанность - это психическое состояние фокусировки на текущем моменте, внимательное отношение к собственным ощущениям от окружающего пространства. Практиковать осознанность можно в рамках медитации или отдельно, как некую умственную привычку, навык. Осознанность эффективно снижает стресс и способствует повышению концентрации внимания.
  6. Не игнорируйте физическую активность. Для здоровой работы мозга важно заниматься не только психическими практиками, но и регулярно посвящать время занятиям спортом. Так, даже несложные ежедневные занятия по 15–20 минут на стационарном велотренажёре заметно улучшают когнитивные возможности мозга у людей от 18 до 95 лет, согласно исследованиям. Тренировки усиливают выработку нейропротекторных белков и улучшают рост и развитие нейронов, что уменьшает риск наступления деменции в позднем возрасте.

Профилактика

Следование правилам здорового образа жизни - лучшая возможность избежать ухудшения памяти раньше срока. Важную роль играет своевременная терапия системных заболеваний, включая сахарный диабет, артериальную гипертензию. Необходимо внимательно относиться к режиму дня, чередуя работу с отдыхом, обеспечивая ночной сон не менее 8 часов, чтобы органы и системы успевали восстанавливаться.

Не следует злоупотреблять низкокалорийными диетами. Мозг для своей деятельности потребляет не менее 1/5 энергетических поступлений от приёмов пищи. Другое дело, что рацион важно выстраивать сбалансированный, где основными продуктами будут овощи, цельнозерновые злаки, жирные сорта рыбы. Большое значение имеет гидратация организма. Дневная норма потребления жидкости составляет около 2–2,5 л для человека среднего телосложения. В качестве основного напитка лучше предпочесть питьевую или минеральную воду.

В пожилом возрасте важно продолжать поддерживать социальную активность, интересоваться новостями, читать книги и газеты, общаться с близкими - это значительно повысит шансы на сохранение когнитивной функции в норме до глубокой старости.

Причины ухудшения памяти: видео

Существует множество простых, весёлых и эффективных способов поддерживать когнитивные функции мозга в отличном состоянии. Но любая методика должна быть основана на научном подходе. Совмещая правила здорового образа жизни, физическую активность и регулярную тренировку психических функций, можно быть уверенным в том, что память не подведёт вас до глубокой старости.