Кровля, крыша, монтаж, инструменты
Поиск по сайту

История карел. Обычаи и традиции карелов Карелы исповедуют

Карелы — одно из коренных финских племен. Норманны застали их здесь в начале IX века, король Эрик Эмундсон (Ветергут), умерший в 833 г., в своих походах на проникал до Карелии, а в 877 г. Торольф Квельдуфсон, воевода короля Гарольда Гарфагара, в союзе с финским племенем квенов, разбил карел. Впоследствии карелы утратили свою самостоятельность и платили дань норманнам.

В русской истории карелы появляются впервые в 1143 г., когда, по словам летописца, «корела ходиша на емь» - другое финское племя. В 1149 г. карелы упоминаются в войсках кн. Изяслава и Ростислава Мстиславичей, помогавших новгородцам в борьбе их с кн. Георгием Владимировичем Суздальским. В 1191 г. карелы вновь воевали с емью, вместе с новгородцами. О крещении карелов в православие в летописи говорится: «того же лета (6735 или 1227) кн. Ярослав Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди». Есть основание предполагать, что многие из них и до того времени были уже крещены новгородцами; так в уставе Святослава, кн. Новгородского, составленном в 1134 г., упоминаются, в числе плательщиков сбора в пользу новгородского владыки, обонежские погосты с корельскими названиями; очевидно, здесь жили карелы-христиане. В 1241 карелы, под знаменами кн. Александра Невского, ходили под Капорье. «В лето 6786 (1278) кн. Дмитрий и новгородцы и с всей Низовской землею, казни Корелу и взя землю их на щит». В 1284 г. немцы, под предводительством Трунды, приплыли в по Неве и , с целью обратить жителей ее в своих данников, но были разбиты новгородским посадником Симеоном. В 1291 году начались набеги на карел со стороны шведов, основавших в 1293 г. - Выборг, в 1295 г. - Кексгольм, в 1300 г. - Ландскрону (на месте нынешнего пригорода С.-Петербурга, Бол. Охты). Новгородцы в 1301 г. разрушили Ландскрону, а в следующем году вместе с карелами делали набег на . В 1323 г., по Нотеборгскому миру, русские уступили большую часть Карелии . Сами карелы нередко помогали шведам против русских; причиной тому надо считать дурное управление, о чем имеются свидетельства в истории. Так, при великом князе Михаиле Ярославиче Тверском, который был и новгородским князем, корельским наместником был тверской боярин Борис Константинович, правивший краем крайне произвольно. В 1350 г. упсальский епископ Гемминг обратил многих корел в . Несколько веков подряд Карелия переходила от шведов к русским и обратно, а сами жители ее помогали то тем, то другим, смотря по обстоятельствам.

Переселение карел в глубь России началось еще при Иоанне Грозном. Смутное время и разразившаяся в XVII веке моровая язва сильно опустошили Тверской край; число жителей его значительно уменьшилось. Около того же времени, по столбовскому миру (1617 г.), часть Карелии отошла к Швеции. Жители отошедшей территории были связаны с русскими отчасти верой, отчасти различными экономическими условиями, вследствие чего эмиграция карел в пределы России усилилась. Чтобы несколько пополнить ряды сильно поубавившегося населения, московское правительство, обещаниями хороших земельных наделов и разного рода льгот, привлекло часть этих эмигрантов в Тверской край. Переселение карел шло медленно и продолжалось до 1678 г.

Правительство приписало всех переселенцев-корел к «приказу большого дворца»; но впоследствии многие из них попали в крепостную зависимость к частным лицам и вельможам. Каким образом это произошло - можно догадываться по челобитной переселенцев от 1697 г., в которой сказано, что «помещики и вотчинники корелян, которые за ними живут, как они ездят по торгам, поймав их у себя в поместьях в корельских своих деревнях, бьют и мучат и в подпольях держат, недели по две и по три, и морят голодной смертью». Помещики, в свое оправдание, ссылались на то, что в прежние времена на жалованные земли им велено было принимать выходцев «из-за рубежа корелян», и что в 1646-1678 гг. карелы были записываемы за ними в переписных книгах. В 1698 г. правительство укрепило за помещиками ту часть карел, которые числились за ними по переписным книгам 1678 г., большинство же приписало к дворцовому ведомству. Последние переселения карел в русские губернии совершились вскоре после ништадтского мира (1721 г.), когда вся Карелия была присоединена к России.

В настоящее время общая численность карел в России около 100 тысяч человек. Помимо Карелии большое количество их живёт в Тверской области. Говорят карелы на карельском языке, принадлежащему к финно-угорской группе. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространены также финский и русский языки.

Традиционные занятия — трёхпольное и подсечное , животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, оленеводство. Основные сельско-хозяйственные культуры — рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, брюква, лук, морковь, свёкла, картофель. Другие занятия: бортничество, курение смолы, дёгтя, рыболовство.

Традиционные карельские ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Селения карел расположены в основном по берегам рек и озёр. Традиционное жилище близко к северо-русскому (деревянный сруб).

Традиционная женская одежда: рубахи, сарафан, кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда: рубаха с косым воротом. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная. Традиционное блюда – уха (на севере Карелии — с мучной подболткой, на юге — с картофелем, перловой крупой), колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги, овсяные блины. Традиционные напитки — чай, на севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом — репный квас.

В карельском фольклоре выделяются древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на народном щипковом инструменте — кантеле. С XIXраспространены короткие шуточные песни наподобие русских частушек.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Карелы. «В краю "Калевалы», 2009


Общие сведения

КАР‘ЕЛЫ (общее самоназвание Карелов - карьялайзет, собственно Карелов - карьялани, приладожских Карелов - ливгиляйне, ливвикёй, прионежских Карелов - лююдилайне, лююдикёй), народ в России. Численность 124,9 тыс. человек. Коренное население Карелии (78,9 тыс.), расселены также в Тверской области (тверские или верхневолжские Карелы - 23,2 тыс. человек), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Живут также на Украине (2 тыс. человек), в Белоруссии (1 тыс.) и Эстонии (1 тыс.). Общая численность 130,9 тыс. человек. Говорят на карельском языке финно-угорской группы уральской семьи. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также финский язык. Верующие - православные.

По данным Переписи населения 2002 года численность карелов, проживающих на территории России, составляет 93 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 60 тыс. 815 человек.

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и Юго-Восточной Финляндии. На рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры предки Карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. Миграция Карелов на север началась в 11 веке, в район между Ладожским и Онежским озёрами (территория Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (смотри Вепсы), на севере Карелии в состав Карелов вошла часть саамов. Территория Карелов (корелы в русских летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного государства. В 1920 на территории Карелов была образована Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 в Карельскую АССР, с 1991 Республика Карелия.


Древние Карелы (корела) упоминаются в русских летописях (впервые в 1143), скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. С разложением родо-племенной организации началось развитие этнической консолидации племенных групп корелы, формирования карельской культурной общности (12-14 века). Значительное влияние на культуру Карелов оказало русское население.

Распространение пашенного земледелия (начало 2-го тысячелетия нашей эры) положило начало возникновению у Карелов комплексного хозяйства. Традиционные занятия - трёхпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, на севере - оленеводство. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, с начала 20 века - брюква, лук, морковь, свёкла, с 40-х годов 19 века - картофель. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошёрстных овец, на юге Карелии - свиней. Важную роль играло рыболовство. Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дёгтя. Со средних веков развито железоделательное производство. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, медно-литейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра.


Традиционные ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитьё, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Основной доход давали лесные промыслы - рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах. С 18 века получило развитие отходничество, на севере Карелии - торговля вразнос с Финляндией. Современное социально-экономическое развитие Карелов определяет многоотраслевое производство (лесозаготовки, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, судостроение и т.д.). Для значительной части Карелов сельское хозяйство остаётся существенной отраслью производства.

До конца 19 века сохранилась большая 3-4-поколенная семья (до 25 и даже 40 человек). Было характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. В наши дни у Карелов малая семья, её средний размер 3 человека.

Селения прибрежные (речные или озёрные) с двумя основными типами расселения: преобладающим гнездовым, возникшим, видимо, на рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры, и разбросанно-хуторским. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в основном трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16-17 века) и уличная (с 19 века). Жилище Карелов близко к северо-русскому со значительной высотой сруба (14-21 венец) и соединением под одной крышей жилья для семьи и построек для скота. Дома украшались резными причелинами, наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками.


В традиционной одежде преобладали северо-русские формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с 16 века), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких Карелов - юбочный комплекс. Для северных Карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп Карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.

В традиционной пище Карелов преобладала озёрная рыба (солёная, вяленая, сушёная), растительные и животные продукты, дары леса. Любимая пища - свежая уха, на севере Карелии - с мучной подболткой, на юге - с картофелем, перловой крупой. Повсеместно распространены калитки с крупяной и картофельной начинкой. Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов. Древнее блюдо - овсяные блины. Выпекали кислый хлеб-каравай, на севере и в средней Карелии - особый лепёшкообразный пресный "хлеб с дыркой". Напитки - чай, на севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом - репный квас.


Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Вышивка отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов.

В фольклоре - древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-финский эпос "Калевала" записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22795 стихов. Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. В 19 веке появились рифмованные песни, короткие песни типа русских частушек. В северной Карелии издавна пели финские лирические, хороводные, шуточные песни, "жестокие" любовные романсы.

Е.И. Клементьев



Очерки

Что прожито - бело, что не прожито - темно

«Калевала» - вещь культовая

Карельский фольклор очень разнообразен. И главное место в нем занимают древнейшие эпические песни (руны). Они сопровождаются игрой на щипковом инструменте «кантеле». Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, эта книга насчитывает 22795 стихов.

«Калевала», как теперь говорят, вещь культовая. По песням этого эпоса можно почувствовать, можно увидеть, что с помощью силы слова, звука и магического заклинания человек упорядочивает мир, побеждает врагов, покоряет природу.

Не только «вековечный прорицатель» Вяйнямейнен обладал даром заклинания и магическими знаниями, но и кузнец Илмаринен.

«Словами небо он украсил, разговорами своими», - говорится в руне о выковывании неба, а также Лемминкяйнен. В состязании на пиру в Пяйвяле соперники силой слова создают животных.

Но если «Калевала» - это героический эпос, то есть у карел и эпос бытовой, семейный под названием «Кантелетар». Лучшего пособия по семейной жизни карелы пока еще не придумали, не сочинили. «Кантелетар» - это истории про то, как живут карелы, как они влюбляются, ссорятся, мирятся. Это вещь полна юмора. События в ней происходят с невероятной быстротой. И если судить о карельском характере именно по текстам, собранным в «Кантелетаре», то никакие карелы не медлительные. А наоборот, активные и стремительные. Рифмованные стихи из бытового эпоса «Кантелетар» на сцене просто поются. В начале 80-х годов прошлого века по этому произведению в Петрозаводске на сцене Финского драматического театра была поставлена пьеса. Она пользовалась необычайной популярностью в течение многих лет.

Архаические свадебные песни карелов немногочисленны. Они сохранились в беломорской и сегозерской Карелии. Обычно это песни-наставления - невесте, молодым, песни встречи двух родов. Свадебные песни могут исполняться с руническими и причетными напевами. Самые известные песни «Летел орел с востока» и «Мир ждал молодого месяца».

В свадебной традиции карелов-людиков, сегозерских карелов (в меньшей степени) к ХХ веку закрепились русские (пудожские, заонежские, свирские) свадебные песни, которые исполняются на русском, а с 30-х годов переводятся на карельский язык.

В системе жанров карельской музыкальной традиции своеобразием отличается «huhuhja» - призывы домашних животных. Сбором этого материала занимался в середине ХХ века финляндский исследователь Е. Ала-Кённи, записывая выкрики приладожских карелов и карелов Финляндии. Этот жанр имеет аналоги в эстонской женской пастушеской музыкальной традиции. Призывы исполняются только женщинами или девушками-пастушками. Текст импровизационный, функциональный, ритмика свободная, звукоряд выкриков неустойчивый, тесситура звучания постоянно повышается как в структуре в целом, так и на отдельных ее участках.

Широкое распространение в ХХ веке получила традиция частушек. Она сформировалась на основе карельских luhutpajot (коротких песенок) с медленным, протяжным напевом; русских частушек, рунических песен и песен городской традиции.


Карельские загадки впитали в себя многовековую народную мудрость, крестьянскую хитрость, северную основательность. В загадках таятся неожиданности, оригинальные и необычные аналогии, эротический юмор. Многие древние загадки так затемнены, что путем логического умозаключения их не разгадать. Надо их просто заучить наизусть и не забывать. Интересно, что сами карелы знают толк в загадках и умеют щелкать их, как орехи.

В карельских деревнях до сих пор живут люди, знающие сотни загадок, пословиц, баек.

Загадки обычно загадывают женщины, мужчины сами загадывать не соглашаются, но подсказывают «Загадай о рукавице…», явно намекая на двусмысленность загадки. Издавна удобным временем для загадывания считалось утро, вечером загадки были запрещены - боялись прихода «хозяйки загадок». Если человек не мог отгадать определенного числа загадок (три, шесть, девять), его изгоняли из числа присутствующих.

Многие карельские загадки сочинялись на грани дозволенного. Еще чуть-чуть, еще немножко, и они бы воспринимались как непристойности. Но в том-то и состоит мастерство загадывающего, что он эту грань не переступает. Слегка пощекотать воображение отгадывающего легкой эротической щекоткой, это возможно, это допустимо. А культивировать явные пошлости - недопустимо. Но порою, войдя в раж или заигравшись, эту тонкую грань «мастера загадок» все-таки переходили. И винить их за это не надо. Это сейчас сексуальная литература вполне доступна. Ее просто много. Хочешь - читай Фрейда. Хочешь - справочники попроще, да еще и с иллюстрациями. А в те далекие времена карелы именно через загадки получали реальное представление о «мужском и женском», о взаимоотношениях между различными полами.

Вот несколько примеров относительно невинных, как бы эротических, загадок, но на самом деле абсолютно не эротических. Тот, кто загадывает загадку, просто направляет наше внимание по ложному следу…

Девица одевается в тысячу платьев, а зад открыт. (Курица).

Качается, трясется, за мясо держится. Серёжкав ушах).

Мужик на печку поднимается, палка сзади висит. (Кот хвостатый)

Вор в чулан заходит, котомки на пороге оставляет. (Совокупление).

Не лишним будет добавить, что эти загадки были привезены из Олонецкойгубернии в конце века известным писателем Николаем Лесковым.


День и ночь в Карелии

В последнее время актуализировались споры о двух типах культуры - о жаворонках и о совах. Действительно, есть люди, которые ориентированы на дневное бытие, на технический прогресс, на рациональные способы освоения мира. И есть те, кто тянется к «ночной жизни», в которой преобладает интуиция и иррациональные формы познания.

Так вот, ночная составляющая в карельской культуре велика, значительна. По мнению некоторых исследователей, колдовство и магия занимают в культуре карел исключительное место. Многие предметы у карел считаются магическими. Например, ртуть, зубы и когти тотемных животных, цвет ржи, кусочек кожи с вырезанной на ней пятиконечной звездой (пентаграмма - знак-оберег у многих народов мира). Чтобы уберечь новорожденного от сглаза, кусочек его пуповины зашивали в кожаную ладанку. Ребенок ее носил. Считалось, что помогает.

Мы бы не стали так уж однозначно тягу к магии и к символике относить к ночной жизни. Но факты - упрямая вещь. У карел существовали запреты рассказывать сказки летом и днем. Сказочнику нужна темнота, чтобы он мог видеть в своем воображении то, о чем идет речь, и вызвать подобные впечатления у слушателей.

Именно в сумерках и ночью в сказке происходят самые важные события. Сказка выполняла защитную функцию, так как, согласно представлениям карел, рассказанная сказка образует вокруг дома обереговый, охранительный «железный» обруч, защищающий от вредоносного воздействия злых духов. Волшебные сказки больше распространены на севере Карелии. В северных сказках ощутимо родство с песенной эпической традицией. «Ночное» ярче проявляется в культуре именно северных карел, что, вероятно, связано с суровым климатом.

На юге были популярнее сатирические и бытовые сказки. С ясным и светлым содержанием. Одну из таких сказок мы и расскажем.


Как один парень царя проучил

Жил в далекие времена один царь. Очень любил он слушать сказки. По всему государству искали царские слуги сказочников для царя, - царь требовал каждый день новую сказку. А если ему рассказывали такую, которую он уже слышал однажды, он приказывал сказочника казнить. А как было узнать, слыхал он эту сказку или не слыхал?
Бывало, как только начнут ему во второй раз знакомое рассказывать, так царь сейчас же распоряжался отрубить рассказчику голову.

И вот пришел день, когда уже не осталось в этом царстве сказочников, которые решились бы выступить перед царем. А царь из себя выходит, кричит на слуг:
- Доставайте мне сказочника, откуда хотите! А не то всем вам конец!

Мечутся слуги, себя не помнят. И вдруг является во дворец какой-то незнакомый парень.

Пришел, с царем поздоровался и говорит:

Хочешь, царь, мою сказку послушать?

А царь и рад-радёшенек. Торопится, в рот парню смотрит.

Давай, давай, рассказывай скорее! И усаживает его подле себя в мягкое кресло.

Парень царю говорит: - Ну, слушай. Такую сказку ты еще, верно, не слыхивал. Было это давным-давно, когда мой дед и твой дед вместе сарай строили. Такой был длинный сарай, что если бы в нем бревно протянуть - белка за целый день не смогла бы от конца до конца проскакать. Вот это был сарай! Ты про такое не слыхал?

Нет, не слыхал, - царь говорит, - а что дальше было?

Наутро опять приходит. Царь его опять рядом с собой усаживает, торопит:

Так вот, - говорит парень, - твой дед и мой дед в этом сарае быка вырастили. Такой был бык, что ласточке целый день лететь нужно было, чтобы с одного рога на другой перебраться. Ты про такого быка слыхал?

Нет, - говорит царь, - не приходилось.

А не слыхал, так на сегодня и хватит, - говорит парень. И опять ушел.
«Хитрый ты парень, - думает царь, - а только я все равно тебя перехитрю. Быть тебе, как и другим, без головы!»


Созвал он всех своих придворных и говорит:

Когда завтра этот парень снова рассказывать начнет, вы все приходите слушать и, что бы он ни сказал, кричите: «Мы это слышали, слышали! Вот я его и подловлю».

Пришел парень и еще раз. Уселся, начал рассказывать.

Когда твой отец и мой отец по соседству царствовали, взял твой отец у моего отца в долг тридцать бочек золота. На тридцати лошадях увез. Слыхали ли вы про это?

Слыхали, слыхали! - закричали хором придворные.

Ну, раз все слыхали, так отдавай, царь, долг! - говорит парень.

И пришлось царю золотом с парнем расплачиваться. Ведь не поспоришь, коли все хором кричат, что про этот долг слышали. Велел царь своим казначеям приготовить парню золото.

Собирали, собирали, да всего десять бочек набрали, больше у царя в казне не оказалось.

Разбогател наш парень, на тройке коней от царя уехал. Поучительная сказка, как и многие карельские пословицы.

В одиночку только с кашей воевать.

Родина - земляника, чужбина - черника.

Жизнь прожить - мозоль нажить, либо на руку, либо на язык.

Даже хорошая драка не стоит плохого лаптя.

Или вот еще - просто вершина светлой народной мудрости:

Что прожито - бело, что не прожито - темно.

Карелия это республика, в которой проживают граждане более 150 национальностей. В Карелии на протяжении истории проживали финно-угорские народы: корела (или карелы), лопари (или саамы) и весь (или вепсы). Северную территорию Карелии славяне (новгородцы) осваивали со второго тысячелетия н. э. Заселив участки у Белого моря и Онежского озера, поморы и заонежцы продвинулись на всю площадь Карелии. Карелы мирно контактировали с русскими до середины 20 века.

В 20 веке потоки иммиграции увеличили в Карелии количество населения, но доля представителей народов Карелии уменьшилась. В Карелии к началу 20-х годов находилось 59% карелов, 38,5% русских, 0,5% финнов, 1,5% других национальностей. Состав нации изменился после объединения с 1922 по 1924 год площади Коммуны и областей Карелии, с многочисленным русским жителями. Согласно подсчетам в 1926 году, в Карелии находилось 57% русских, 37% карелов, 3,5% вепсов, 1% финнов, 1,5% прочих национальностей (около 270 тыс. человек).

К 1989 году из 792 тыс. человек, проживавших в карельской республике, население русских составляло 74% и 10% карел. Увеличилась часть не коренных национальностей: украинцев 4%, белорусов 8%.

В 90-е годы началось уменьшение числа жителей Карелии. Подсчеты 2010 года показывают, что население народов Карелии на территории Республики Карелия уменьшилось до 646 тыс. человек (на 71 тыс. человек относительно 2002 года): русских 508 тыс. человек (83%), карелов 45 тыс. человек (7%), белорусов – 4% (24 тыс. человек), украинцев 13 тыс. человек (2%), финнов 9 тыс. человек (1,5%), вепсов 3 тыс. человек (0,5%), прочих национальностей 17 тыс. человек (3%).

Карелы

Предполагается, что этнос карелов образовали аборигены финно-угры в южной части Карелии и Финляндии. Затем, карелы перекачивали на север к Белому морю и Онежскому озеру. Они ассимилировали вепсов и саамов, переняв часть традиций и речи. Появились несколько ветвей в этносе карелов, отличающиеся по языковым признакам и традициям: карелы, людики и ливвики. Людики проживают в Прионежье, Ливвики на юге Карелии. Сегозерские карелы (лаппи) это национальная группа, расположенная в районе озера Сегозеро. После перехода в 17 веке Приладожских земель к Швеции, крупная община карел переселилась в область Твери. Западные карелы присоединились к финскому этносу после ассимилирования с финнами.

Большая часть карел представляют беломорско-балтийских европеоидов. У них преобладает русый цвет волос, голубого или серого цвета глаза, светлая кожа, выдвинутые скулы. Комплекцией выделяются типы: приземистые крепкие, сухощавые среднего роста или выше. Язык карелов похож на финский язык, различия лишь в написании и акценте. В 60-е годы 20 столетия при заселении городов, язык карелов из употребления начал исчезать. В некоторых деревнях используют карельскую речь и её преподают в школах и университетах.

Вепсы

Весь это прибалтийско-финская нация, занимавшая земли от восточного Приладожья до Белозерья. Учёные полагают, что вепсы это наследники племени весь, упоминавшегося в 4 веке. Вепсы расположились на территории Карелии от Ладожского озера до Онежского озера. Основным ремеслом их являлось Земледелие. Вепсы это беломорско-балтийские европеоиды. Обладают плотной невысокой комплекцией, голубым цветом глаз, светлой кожей, светлым цветом волос, выделенными скулами. Язык вепсов самый ранний в уральской группе, принадлежит к направлению финно-угров. Близкими к нему считаются финский, карельский и эстонский язык. Вепсский язык применяют только в быту, но ему обучают в образовательных учреждениях, а национальные коллективы сохраняют культуру вепсов. В 1991 году создана народная Вепсская волость, но затем упразднена из-за спада экономики в 2005 году.

Финны

Произошли от прибалтийско-финских народов. В 7 веке они заняли территорию Финляндии, вытеснив к северу и частично ассимилировавшись с саамами. В средние века и до 19 столетия, Финляндия подчинялась Скандинавии. До 17 столетия и с 18 столетия Карелия является частью России. У финнов и карелов происходили смешанные браки, потому что они беспрепятственно переходили границу.

Наплыв финнов на территорию Карелии начался с начала 19 века, после объединения Финляндии и России. Некоторые переселенцы приехали обратно после Октябрьской революции. В Карелии появилась новая финская диаспора. После Финской революции 1918 года, ее члены и их семьи выехали из страны. К 20 году осталось 990 коренных финнов. К 33 году их число увеличили иммигранты, приехавшие из Соединённых Штатов. В начале 30-х годов в Финляндии происходил экономический кризис, от притока беженцев число финнов увеличилось до 12 тыс. человек. Значительная часть финнов, главным образом из Северной Америки, уехала из России в 30-е годы. Оставшихся обвинили в отторжении Карелии и северо-западных территорий от России, для соединения их с территорией Финляндии. Под следствием в Карелии с 37 по 38 годы находились тысячи граждан финской диаспоры. Многих расстреляли, что резко уменьшило в Карелии число финнов.

До 1944 года Карелия была захвачена Финскими военными частями. После Второй мировой войны, большая часть финнов вместе с армией Финляндии уехала на родину. Для налаживания хозяйства в Карелию к 1950 году приехали ингерманландские финны. Ими была сформирована диаспора, но с началом 90-х годов многие финны вернулись на родину.

Русские

Русская нация осваивала Карелию с начала второго тысячелетия н. э. Заселившие северную часть новгородцы селились в Заонежье, на побережье Белого моря и Онежского озера. Появившихся поморов и заонежцев отличала культура и речевые особенности. Ремеслом поморов являлась добыча рыбы, производство соли, торговля. Они являлись искусными мореходами и торговали с северными странами и Россией. Их диалект произошел от языков Карелии и Норвегии. Жители Заонежья были искусными плотниками.

На земле Карелии начало распространяться русское население, ассимилировав значительную часть финно-угорских народов и обогатив их традициями бытовые условия и культуру.

Белорусы и украинцы

В 30-х годах 20 столетия началась индустриализация. Жители Украины и Белоруссии прибыли в Карелию строить объекты промышленности. Другая волна переселенцев, после Второй Мировой войны, прибыла в Карелию восстанавливать разрушенное хозяйство

Предками карел были финно-угорские племена Юго-Восточной Финляндии. На исходе 1 тысячелетия н.э. они продвинулись на территорию современной Карелии, где постепенно ассимилировали здешних вепсов и саамов.

Общее самоназвание всех карел - карьялайзет. При этом приладожские карелы называют себя лигвиляйне, ливвикёй, а прионежские — людилайне, людикёй. Название Карелия скорее всего происходит от слова «карья» - скот, так как древние карелы были скотоводами.

В Древней Руси карел называли несколько иначе - корела. Впервые корела упоминается в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1066 годом. Это название в русском языке просуществовало до ХIХ века.


Берестяная грамота №590 "Литва встала на Корелу"

На протяжении всего средневековья за земли карел шли затяжные войны между Швецией и Великим Новгородом. С конца XV века на смену новгородцам пришло Московское государство. В результате этих войн значительная часть Карелии оказалась в составе Швеции. Русские карелы были обращены в православие, шведские карелы — в католицизм, а затем в лютеранство. Ко второй половине XVII века все православные карелы ушли с Карельского перешейка. Их исход осуществлялся через земли Тихвинского монастыря, где образовался, как сейчас бы сказали, «гуманитарный коридор».

В России карелам отвели для жительства земли на территории современной Тверской области в бассейнах рек Мологи и Медведицы. Часть переселенцев осела в Новгородской губернии под городом Боровичи и на Валдае. Эти земли были выбраны не случайно, в период Смутного времени они сильно запустели, поэтому карелы стали здесь преобладающим населением. К началу ХХ века число карел в Тверской губернии превышало число их соплеменников в Архангельской и Олонецкой губерниях.

По другим наблюдениям, у карел сильно развита сметливость, предприимчивость, чувство собственного достоинства. Они чрезвычайно упорны.

В отличие от русских, карелы ставили свои дома прямо на землю, не делая никакого фундамента, или на столбах. Через 2-3 месяца такой дом начинал кланяться прохожим.

Карельская письменность была создана только в 1980-х годах. Поэтому духовная культура карел запечатлелась в устном поэтическом творчестве. Карельский эпос «Калевала» считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Он насчитывает 22 795 стихов - их пели в сопровождении игры на щипковом инструменте кантеле. Калевала - это имя эпической страны, где живет мудрый Вяйнямёйнен, который добывает для своего народа волшебную мельницу Сампо, приносящую богатство и счастье. Сегодня «Калевала» переведена более чем на 100 языков народов мира.

Массовое крещение карел состоялось в 1227 году по приказу отца Александра Невского, князя Ярослава Всеволодовича. Православие довольно бережно отнеслось к традициям карел. Достаточно сказать, что «Калевала» сохранилась именно у русских карел, а не у финских, принявших сначала католицизм, а затем лютеранство.

Самым популярным святым у карел является Никола Угодник. Его чудотворная икона из Николо- Теребенской пустыни стала подлинной национальной святыней, объединяющей карельский народ.

Северный народ — карелы – немногочисленная этническая группа. Территория расселения карел сосредоточена в Карелии , Архангельской , Тверской , Ленинградской областях . Малая часть карел проживает в Финляндии . Численность уникального народа, к сожалению, ежегодно снижается и составляет около 89 тысяч человек .


Исторический экскурс

В древности карельские племена были язычными, а в 1227 году символичное крещение карельского народа провел великий князь Ярослав. Российские карелы придерживаются православия , а финские исповедают лютеранство . Национальный язык карелов относится к финно-угорской языковой группе . Местные наречия и говоры – это наследие древних племен. Особенности диалектов хорошо заметны у беломорских карелов , жителей северного Приладожья и людиков (жителей побережья Онежского озера). На территории Карелии можно выделить три основных зоны расселения жителей:

Карельский перешеек и земли Приладожья ,
Беломорье ,
территории у Онежского озера .

Земледелие здесь было развито крайне скудно, так как возделывание болотистых и каменистых почв не приносило результатов. По этой причине карелы промышляли охотой, рыболовством. Жители приморских земель добывали морского зверя. В местных лесах собирали ягоды, коренья, грибы. Пушнина пользовалась спросом у других народов, поэтому торговля морским и пушным зверем активно шла через Новгород.

Много испытаний выпало на долю этого : суровые природные условия и голод, нападения финских и шведских соседей, притеснения московскими государями. На северную Карелию претендовали и Швеция, и Московское государство. Спасаясь от захватов, часть карелов покидали свои обжитые территории. Нелегкой была судьба нации и в период большевиков. Из — за натиска и экономического бесправия вспыхнуло восстание. Карелы покинули родные земли и бежали в Суоми.

Культура карелов

Уникальное переплетение христианских традиций и древних языческих верований легло в основу самобытной карельской культуры. В зимнюю пору готовились жители к празднованию Рождества. От христианских представлений в этом празднике карелы чтили рождение Иисуса Христа, а от языческих верований – ожидание мифического существа, посланца из мира мертвых. Традиция проводить святки имеет много общего с русскими гуляниями. Молодежь поет колядки, прославляет Христа, за что получают денежные вознаграждения или сладости. Незамужние девушки осваивают таинство гадания. Ряженые гуляют по дворам и веселятся. Молодежь наряжает бычка: надевает на мужчину шубу наизнанку, а на голову большой горшок. Такого «бычка» водят по поселку. Интересен обычай «кормления козы». К чучелу животного приносят свежий хлеб и будто кормят козу. Сам хлебушек складывают в мешок, а после ритуала набранные хлеба раздаются домашним животным. Все обычаи и магические ритуалы направлены на мольбу о богатстве скота, успешном заработке, здоровье близких.

Календарные праздники(Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Егорьев день и другие) имеют славянские корни и отмечаются схоже с русскими традициями. Свадебные приготовления сопровождаются старинными песнями и заклинаниями. В семье невесты готовятся к ритуалу увода молодой девы из отчего дома.

Карельские шаманы с помощью колдовских заклинаний общались с духами и просили их оградить народ от бед. В домах хранились обереги, защищающие от нечистой силы. В современной Карелии шаманы воспринимаются туристами и гостями как экзотическая диковинка. А между тем, шаманство карелов – это богатый духовный пласт нации. Языческие корни легли в основу сказок и былин, народных песен и обычаев.

Бытовой уклад карелов

Кушанья северных жителей – это простая в приготовлении еда из даров холодного края. Много блюд готовится из рыбы, которой в этих краях в изобилии. Горячая рыбная похлебка – уха – готовится быстро и утоляет голод надолго. В наваристый бульон из жирной рыбы добавляют картофель, лук и крупу. Из рыбы готовят и другие блюда. В больших количествах она идет на засолку и сушку. Грибы и ягоды заготавливают на зиму, чтобы полакомиться в холодные месяца. Пользуется популярностью выпечка.

Дома построены из дерева. В таких домах всегда по-особому уютно. Местные мастера украшают дома изящной резьбой, поэтому такие жилища похожи на сказочные теремки.

В доме чтятся древние традиции: уважение к старшим, посильная помощь детей по хозяйству, обсуждение важных дел всем семейством.